Rambler's Top100



Как Самуил Маршак влюбился с первого взгляда, горел страстью всю жизнь и потерял самое дорогое

Как Самуил Маршак влюбился с первого взгляда, горел страстью всю жизнь и потерял самое дорогое

По признанию самого Самуила Маршака, сочинять стихи он начал ещё раньше, чем вообще научился писать, а его увлечённость поэзией была сродни одержимости. Но была в его жизни ещё одна страсть, которая сопровождала его с тех самых пор, когда на пароходе, направлявшемся к Святой земле, он встретил Софью Мильвидскую.
 
На протяжении 42 лет они были вместе и, как говорили друзья поэта, Самуил Маршак состоялся во многом благодаря Софье Михайловне.
 

Путешествие навстречу счастью

Самуил Маршак в юности. / Фото: www.rusmir.media

Самуил Маршак в юности. / Фото: www.rusmir.media

Ему было всего 15 лет, когда о стихах молодого дарования заговорили в литературных кругах Петербурга. В его судьбе принимал участие известный критик Стасов, но вскоре он скончался, и Самуил Маршак должен был сам пробивать себе дорогу в жизни. И он, в общем-то, не унывал. Работа во «Всеобщей газете» и «Синем журнале» позволяла Маршаку не только обеспечивать себя пропитанием, но ещё и путешествовать.

В 1911 году 24-летний корреспондент вместе с поэтом Яковом Годиным и группой молодёжи отправился в командировку на Ближний Восток. На пароходе, едва отошедшем от одесского причала, молодые люди собрались в кают-компании, где декламировали стихи, музицировали, кто-то даже пел.
 

София Мильвидская, 1911 год. / Фото: www.s-marshak.ru

София Мильвидская, 1911 год. / Фото: www.s-marshak.ru


Когда Самуил Маршак прочёл своё стихотворение, в кают-компании раздались бурные аплодисменты. А молодой поэт обратил внимание на девушку, не отводившую от него взгляда. Встретивших глазами с декламатором, она решительно подошла к Маршаку и поинтересовалась авторством только что прочтённых стихов.

Когда Яков Годин попытался выяснить имя незнакомки, та пообещала назвать себя только в обмен на имя автора стихов. Гадать, кто же на самом деле – Годин или Маршак – является автором стихов, долго не пришлось. И как не пытался Яков Годин завоевать симпатию красивой девушки, она не поддалась на его чары. Талант Самуила Маршака уже покорил её.
 

Самуил Маршак. / Фото: www.yandex.net

Самуил Маршак. / Фото: www.yandex.net


Молодые люди не могли отвести глаз друг от друга, и кто-то из пассажиров даже провозгласил на идише: «Я вижу, эту пару создал сам Бог». Самуил Маршак и Софья Мильвидская отошли в сторону и вскоре уже общались так, словно знали друг друга всю жизнь.

Во время путешествия они почти не расставались, а к моменту возвращения в Петербург они уже точно знали: их встреча – это дар судьбы, который они просто не имеют права потерять. Правда, до свадьбы им приходилось мириться с частыми разлуками. Софья тогда ещё училась на химическом факультете на женских курсах, а Самуил очень часто отбывал в командировки по заданию редакции. Но влюблённых спасали письма, и Самуил Яковлевич неизменно говорил в них о том, что жена непременно должна ему верить. Впрочем, Софья Михайловна никогда в нём и не сомневалась.
 

Сквозь все испытания

Самуил Маршак и София Мильвидская. / Фото: www.s-marshak.ru

Самуил Маршак и София Мильвидская. / Фото: www.s-marshak.ru


Вскоре Самуил Маршак назвал Софью Мильвидскую своей женой, а затем вместе с ней отправился на два года в Англию, где обоим предстояло учиться в Лондонском университете. Маршак поступил на факультет искусств, а его супруга изучала точные науки. Они были очень разными, поэт и его жена, а потому очень часто громко спорили, что-то доказывая друг другу. Но споры их касались исключительно творчества, их семью никогда не потрясали ссоры или бытовые конфликты.

В 1915 году супруги вернулись в Россию, но не одни, а с дочерью, которую назвали Натанаэль. Родители были счастливы и надышаться не могли на свою малышку. Правда, крохе было всего полтора года, когда она опрокинула на себя самовар. Ожоги были несовместимы с жизнью. Горе Самуила Яковлевича и его жены было безмерным, но, как писал поэт, более всего в то время им хотелось не замыкаться в себе, а помогать обездоленным детям…
 

Самуил Маршак с женой, дочерью и сестрой Сусанной. / Фото: www.s-marshak.ru

Самуил Маршак с женой, дочерью и сестрой Сусанной. / Фото: www.s-marshak.ru



Когда же в 1917 году в семье родился сын, оба родителя не оставляли его своим вниманием ни на секунду, но опять едва не потеряли ребёнка, заразившегося скарлатиной. Врачи отводили глаза и разводили руками, а Самуил Яковлевич и Софья Михайловна лишь молились… К счастью, Иммануэль смог победить болезнь.
 

Самуил Маршак и София Мильвидская с сыном Иммануэлем. / Фото: www.s-marshak.ru

Самуил Маршак и София Мильвидская с сыном Иммануэлем. / Фото: www.s-marshak.ru

Во время Гражданской войны в Екатеринодаре, где оказались супруги, они пытались помочь осиротевшим детям: организовали небольшой детский центр, где было жилье и столовая, а в театре ставили пьесы, которые писал Маршак. Софья Михайловна помогала мужу во всех начинаниях и, самое главное, всегда заботилась о том, чтобы в их доме у мужа было желание и условия заниматься творчеством. Она стоически переносила любые невзгоды, а после появления на свет второго сына Якова приняла решение посвятить себя семье.

Она не считала жертвой свой отказ заниматься дальше любимой химией. Просто семья и её благополучие оказались для Софьи Михайловны на первом месте. Она понимала величину таланта мужа и принимала на себя ответственность за его судьбу. Самуилу Яковлевичу не нужно было заботиться о быте, его любимая Софьюшка ограждала мужа от любых хлопот и проблем.
 

Самуил Маршак и София Мильвидская с невесткой Марией и внуками Яшей и Сашей. / Фото: www.mel.fm

Самуил Маршак и София Мильвидская с невесткой Марией и внуками Яшей и Сашей. / Фото: www.mel.fm


Только вот сама она не смогла оправиться от удара, перенесённого после смерти младшего сына Якова в 1946 году. Ему было всего 20 лет, а причиной столь раннего ухода стал туберкулёз. Маршак в то время неистово занимался переводами сонетов Шекспира, спасаясь в творчестве от горя.

В 1953 году ушла из жизни и Софья Михайловна, самый близкий и дорогой человек для Самуила Яковлевича. Он до самого конца был с ней рядом. От отчаяния и горя поэт защищался напряжённой работой. Самуил Маршак пережил супругу на 11 лет.
 



Когда к власти пришли большевики, он уничтожил все свои прежние работы - стихотворения, посвященные еврейской культуре и городу Иерусалиму. Он выбрал «мир, открытый бессмертию»,- стал писать детские стихи и сказки, на которых выросло не одно поколение. Кто не знает его Робина-Бобина-Барабека, Рассеянного с улицы Бассейной, даму с багажом и маленькой собачонкой, Ваксу-Кляксу и азбуку в стихах?

Источник
 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.