Rambler's Top100



Ольга Заботкина. Принцесса русского балета, с глазами полными огня...

Ольга Заботкина. Принцесса русского балета, с глазами полными огня...

Иной раз думаешь, а нужно ли что-либо писать об этой героине? Достаточно дать галерею её фотоснимков и читатель глазами увидит больше чем автор высечет своим несовершенным, трепещущим пером.

Ольга Леонидовна Заботкина - аристократическая красавица, жившая в то время, когда корабль империи уже разбился о бушующие волны революции. Её мать, Маргарита Оленева, была дочерью действительного статского советника, прадед по отцовской линии был вице-губернатором Архангельска. Отец учился в пажеском, кадетском корпусе и не окончил его только из-за революции.

 
 

Она родилась в 1936 году, в Ленинграде, когда уже отпылали все ужасы революционного времени для её семьи. Правда впереди были испытания еще более суровей. Родители накануне войны разошлись. Мать с дочерью пережили блокаду. Отец не сумел. Он умер от голода в 1942 году.

После войны Ольга поступила в знаменитое вагановское училище и окончив его стала балериной. С 1953 по 1977 году она была солисткой Кировского (Мариинского) театра, получив в 24 года звание заслуженной артистки.

Невероятно красивую, девятнадцатилетнюю девушку, заметил питерский режиссёр В. Венгеров и пригласил сниматься в кино. Ольга как никто лучше подходила на роль Кати Григорьевой в экранизации романа В. Каверина "Два капитана". Даже биографически многое было похоже. Мать аристократка, по отцовской линии - военные моряки. А сама Оля... это была настоящая Катя Григорьева, словно сошедшая со страниц романа. Именно такой её представлял Саня Григорьев, говоря: "Да, это была моя Катя, с её свободой и гордостью и любовью, от которой вечно, должно быть до гроба, будет кружиться моя голова".

 
 
"Два капитана". Катя Григорьева. 1955 год.
 
"Два капитана". Катя Григорьева. 1955 год.

Этот роман стал своего рода интерполяцией событий её дальнейшей жизни. Был у Ольги свой Ромашов - первый муж - музыкант из Мариинки Сергей Красавин, который вытрепал ей и себе все нервы, и с которым они расстались, прожив пять лет. И встретила она своего Саню Григорьева в лице знаменитого пародиста Александра Иванова. Это и была любовь от которой кружилась голова до гроба.

Роль Кати Григорьевой прославила Ольгу Леонидовну, и у неё не было отбоя от приглашений на другие кинороли. Но она не спешила кидаться в этот омут с головой. У нее была профессия, и роли в дорогом ей театре. Танцовщица она была великолепная и была завалена балетными ролями.

Но всё же еще пара ролей в кино у неё случилась. В "Неоконченной повести" у Ф. Эрмлера она сыграла маленькую роль Нади-студентки. Они там так похожи с Быстрицкой. Просто как мать и дочь или как сёстры. В принципе Ольга вполне бы могла потянуть и главную роль. И была еще очаровательная экскурсовод Лида из мюзикла "Черёмушки". Она там сказочно красива, воздушна и пластична. На фоне строительства хрущёвок и рушащихся бараков-двухэтажек она выглядит как бриллиант в красивой оправе.

 
 
"Черёмушки". Лида. 1962 г.
 
"Черёмушки". Лида. 1962 г.

Еще была экранизация спектакля театра им. В. Комиссаржевской "Дон Сезар де Базан" в 1957 году. Ольга Заботкина там сыграла главную роль Маританы. Ох, и хороша она там. Просто глаз не оторвать!

 

Остальные появления в кадре Ольги Заботкиной были связаны с экранизациями балетов и спектаклей Кировского театра: "Спящая красавица" и "Лебединое озеро".

Вот так честно оттанцевала свои четверть века на сцене знаменитого театра Ольга Леонидовна Заботкина. А когда ушла со сцены Мариинки, то сразу встретила свою любовь.

Многие тогда удивлялись её выбору. За Ольгой Леонидовной ухаживали десятки кавалеров (в том числе и А. Баталов), в числе её поклонников были тысячи мужчин, а она выбрала самого неприглядного, долговязого жениха для себя. Удивило всех еще и то как быстро поэт и балерина определились. От часа знакомства до свадьбы не прошло и месяца.

Ольга Леонидовна бросив родной город и маму переехала жить в Москву. Как её героиня Катя Григорьева говорила когда-то: "Теперь я жена полярного лётчика Григорьева", Ольга Леонидовна стала всем говорить: "Теперь я жена поэта Александра Александровича Иванова".

Она действительно очень глубоко вошла в роль жены. Все друзья нашего известного пародиста поражались до какой степени изменилась его жизнь после появления Ольги Леонидовны. На бытовом уровне она заправляла абсолютно всем. Одевала, обувала и кормила своего мужа. Они всё время были вместе. Она умело распоряжалась его литературными гонорарами. Ольга Леонидовна всё же пережила блокаду и во всём знала меру и всему знала цену. Особенно продуктам. Хотя многие их друзья видели её излишнюю скупость во всём. Но это была не скупость, а скорей расчётливость. К тому же помимо блокады её дед по матери был немец - фон Лёвенштерн.

 
 
А.А. Иванов и О.Л. Заботкина. 1995 г. За год до смерти поэта.
 
А.А. Иванов и О.Л. Заботкина. 1995 г. За год до смерти поэта.

Ольга Леонидовна была главным советчиком и первым читателем Сан Саныча Иванова. И когда канула в небытие его звёздная передача "Вокруг смеха", она вместе с ним стояла в "Олимпийском" и продавала его книжки. Потому что семья в начале 90-х остро нуждалась в деньгах.

За кадром оставался тот факт, что Сан Саныч Иванов страдал алкоголизмом. У него были регулярные, затяжные запои. Ольга Леонидовна и тут старалась помочь мужу. Сдерживала его, и как могла уберегала. Впрочем всё же недоглядела. Отпустив мужа домой из Испании одного, в 1996 году, она вынуждена была остаться там по делам. А у мужа произошёл рецидив. По приезду в Москву он сорвался. Сердце поэта остановилось.

За год до этого у Ольги Леонидовны умирает престарелая, девяностолетняя мать в Питере, к которой она также была вынуждена часто наведываться. А сама она пережила мужа всего на пять лет. Живя в аэропортовской двушке с кошками и птицами, которых они развели довольно много. Почти все эти пять лет она героически боролась с серьёзным онкологическим заболеванием. Но всё же умерла в 2001 году. Ольга Леонидовна попросила отвести её прах в семейную усыпальницу на старинное Смоленское кладбище, что находится в самом сердце Васильевского острова в Питере.

Автор и тут свечечку подержал... Виталий Яковлевич Вульф, сто свечечек подержал, и плёл свои рассказы из своих воспоминаний. Это вполне допустимая форма рассказоплетения. Как житель аэропортовского улуса, автор часто натыкался на очень знакомые лица в нашем литературно-артистическом царстве-государстве. И часто так получается здесь на Дзене, что герои рассказов автора - соседи: Женя Дворжецкий, Николай Носов, Регина Збарская... У пивных палаток часто мелькал Григорий Горин, у которого была квартира на Тверской, и комната на Аэропорте. Любил он уйти с головой в народ. И было очень смешно слышать как местные алкаши кликали его ласково: "Слушай, Израилич, не болтай, а наливай". Их объединяет с А. Ивановым, что оба умерли от рецидивов и ровно в 60 лет.

Вот и Сан Саныч Иванов часто гулял по окрестным магазинам. Это была такая каланча, которую было видно за версту, с каким-то мертвенно-бледным лицом, вышагивающий своим огромным цапельным шагом. Часто он прогуливался с Ольгой Леонидовной. И они оба смотрелись просто аристократически красиво и как одно целое.

В заключение хочется дать небольшую портретную галерею артистки. Создаст же Бог такую красоту!

 
 
 
 
 
 
 
 
Из кинопостановки "Спящая красавица". 1964 г. Королева-мать.
 
Из кинопостановки "Спящая красавица". 1964 г. Королева-мать.
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 
 
 
"Египетские ночи". Клеопатра.
 
"Египетские ночи". Клеопатра.
 
 
"испанский танец". "Кармен".
 
"испанский танец". "Кармен".
 
 
"Дон Кихот". 1955 г.
 
"Дон Кихот". 1955 г.
 
 
"Раймонда". 1961 г.
 
"Раймонда". 1961 г.

Поэт Евгений Форт побывав на её могиле, ровно через год после смерти написал стихотворение:

Вновь сыплет туча над Смоленским
снежком, к исходу декабря
Я опускаюсь на коленки,
спугнув с таблички снегиря.  

Под макинтош сосулек бледных
твой лик упрятан от меня:
принцессы русского балета,
с глазами, полными огня.

На сцене строгой Мариинки
красивей не было звезды;
прости мне поздние поминки
и память, стёртую до дыр.

Царица танца, жеста, позы,
всегда, как перышко, легка,
взлетев над жизненною прозой,
ты устремилась в облака.

Волною грусть слезу накатит
за тех, кто был тобой любим.
И взгляд Татариновой Кати
с гравюры еле уловим…

Источник

Комментарии к статье
  • Бибик Виктор Александрович bibviktor@yandex.ru
    От часа знакомства до свадьбы не прошло и месяца? Свадьба состоялась, как пишут на соседних сайтах в 1980году, а познакомились они где-то в 1976-м и до 1978года Иванов пожил в Ленинграде у своей любимой, а в 1978 году они вместе поехали в Москву. На сайтах врут что-ли?
Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.