Rambler's Top100



Самое обыкновенное чудо

Самое обыкновенное чудо

Тем, кто посмотрел этот фильм один раз, кажется, что он о любви. Но после второго просмотра понимаешь: это фильм о творчестве, где выдуманные персонажи вдруг обретают «цвет, и звук, и плоть, и страсть». А затем эту картину просто завороженно смотришь, повторяя за актерами уже вызубренные назубок реплики – и все равно каждый раз открываешь для себя что-то новое. Обыкновенное чудо, самое обыкновенное...

Последняя сказка
Бывает, что автору удается вдохнуть душу в свои творения, подарить им свободу воли. Сначала герои еще повторяют придуманные для них диалоги, но в какой-то момент наотрез отказываются подчиняться. И тогда Медведь не позволяет Принцессе поцеловать его, Главная Фрейлина вдруг забывает о своем долге, а Трактирщик просто заходит к Хозяину в гости, чтобы выпить с ним чашечку чая и попытаться мягко убедить не вмешиваться в жизнь выдуманных им героев. И Хозяину остается только развести руками и согласиться, ведь над своими персонажами он действительно больше не властен. Это и есть настоящее волшебство.

Волшебство пьес Евгения Шварца…
Николай Павлович Акимов, первым поставивший все лучшие шварцевские пьесы, говорил, что «у них такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста».
«Обыкновенное чудо» стало для драматурга последним, самым главным, самым личным, самым исповедальным произведением: он писал его десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока не пришло, как откровение, самое правильное название, под которым сказка была поставлена и под которым осталась в истории.

Первая экранизация
Марк Захаров был не первым режиссером, который решил экранизировать «Обыкновенное чудо». Более чем за десять лет до него, в 1965 году, это уже сделал замечательный актер и режиссер Эраст Гарин, у которого получился милый и добрый фильм — этакая славная и смешная сказка вроде шварцевской же «Золушки», где сам Гарин некогда сыграл короля…
 
И в своем «Обыкновенном чуде» Гарин тоже играет Короля. В роли Медведя снялся мужской символ тех времен Олег Видов, а Палача сыграл неподражаемый Георгий Милляр. Однако, несмотря на сильный актерский состав, фильм быстро затерялся в череде других сказок — в нем просто не было ничего особенного. Не было ощущения, что на экране происходит что-то действительно волшебное. Не бушевало пламя страсти. И дух не захватывало. И сердце не билось сильнее от предвкушения чуда.
 
Фильм Эраста Гарина больше соответствовал духу произведения Шварца, он был почти точной его экранизацией. Но и только... Вышедшее на экраны в 1978 году «Обыкновенное чудо» Марка Захарова полностью затмило его. Как истинный Волшебник Захаров сотворил «из живого еще более живое» — он создал фильм яркий, эмоциональный, незабываемый! А учитывая еще и совершенно потрясающий актерский состав, прекрасную музыку Григория Гладкова и невероятно сильные тексты песен Юлия Кима, фильм был просто обречен на успех.

«Как хорошо, что вы не принцесса!»
Все началось с того, что руководству объединения телевизионных фильмов киностудии «Мосфильм» захотелось подарить зрителям добрую и веселую комедию. В то время уважающие себя кинорежиссеры считали работу для телевидения не престижной, поэтому новый проект предложили театральному режиссеру, тогда уже знаменитому и любимому зрителями главе «Ленкома» Марку Захарову.

В кино Захаров предпочитал снимать актеров из своего театра, что неудивительно, поскольку режиссер хорошо знал возможности и способности каждого из них. «Мосфильм», однако, всегда предлагал для фотопроб своих штатных актеров – так было и теперь. Захаров честно и внимательно эти пробы проводил. Он совершенно серьезно рассматривал на роль Принцессы Евгению Глушенко, Веру Глаголеву, Ларису Удовиченко, Марину Яковлеву — замечательных актрис, которые, безусловно, вполне вписывались в образ, но все же Евгения Симонова понравилась режиссеру больше всех. Она была словно создана для роли Принцессы, так легко и вдохновенно играла, так органично взаимодействовала с партнером – Александром Абдуловым, снимавшимся в роли Медведя.

Как вспоминает Марк Захаров, Принцесса в исполнении Симоновой оказалась настолько мила, что все были в нее немножечко влюблены, всегда старались помочь, будто она и вправду была изнеженной королевской дочкой, впервые покинувший дворец. А с Александром Абдуловым у актрисы сохранились теплые дружеские отношения на долгие годы. И на съемках «Обыкновенного чуда», и после них Абдулов относился к Симоновой нежно, как старший брат, а много лет спустя даже назвал в ее честь свою дочку.
 
«Это был один из самых светлых и замечательных периодов моей жизни, — вспоминает Симонова. — Тогда все было хорошо, и я играла совершенно прелестную роль в одной из самых чудных пьес».

На самом деле, конечно, не все было безмятежно и гладко. Одна из сцен далась актрисе очень тяжело. В эпизоде, где Принцесса сбегает из дома Волшебника, она должна была выстрелить из пистолета в потолок, а Симонова совершенно не выносила стрельбу! «Начали снимать, вскидываю пистолет... и не могу нажать на спусковой крючок! — вспоминает актриса. — Съемка встает. Чуть не плача, объясняю: это не каприз, такая у меня особенность от природы. Что тут началось! Все объясняли: «Патрон холостой, ни в кого не попадет!» А поняв, что не помогает, стали стрелять из этого пистолета: «Смотри! Ничего страшного!» Смотрю и думаю: или сорву съемку, после чего скажут «экая принцесса!», или себя пересилю. Взяла пистолет: «Давайте повторим!» И в нужную секунду я нажала на спуск, не отпрянула, не выронила пистолета. Правда, зажмурилась — в кадре это видно».

А во время финального эпизода Симонова едва не погибла. Натурные съемки велись в люберецком песчаном карьере, на дне которого была большая лужа. В одной из сцен, когда актеры находились по одну сторону от этой лужи, а камеры и остальная съемочная группа – по другую, все вдруг услышали истошный визг актрисы. Сначала никто ничего не мог понять, а оказалось, что Симонова попала в зыбучие пески, которые засосали ее сначала по колени, потом по грудь. Абдулов пытался ее вытащить, но не смог. Хорошо, что на съемочной площадке дежурила пожарная команда. Общими усилиями актрису удалось спасти.

«Медведь ведь животное хорошее...»
Александр Абдулов на роль главного героя фильма даже не надеялся. Когда его пригласили на пробы, он только пожал плечами. «Пробуюсь я, а снимается всегда Косталевский», — сказал он. Игорь Косталевский в то время действительно был популярнее, и на роли прекрасных принцев приглашали обычно его, но на этот раз Захаров отстоял кандидатуру Абдулова.

Впрочем, к актерам, желающим сыграть Медведя, Захаров отнесся столь же придирчиво, как и к претенденткам на роль Принцессы. Пробы на эту роль прошли многие красавцы актеры. Захаров признается, что очень хотел снять в этой роли Александра Збруева, но тот отказался.

И все-таки победил Абдулов! И в самом деле, кажется, образ Медведя — наивного, немного неуклюжего и упрямого – подходит ему идеально, не случайно именно эта роль принесла актеру известность. Абдулов вспоминает: «Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова — дикое количество удивительных актеров, — это очень дорогого стоило! И то, что я не потонул в этом потоке, — их заслуга. Они меня, наверное, пожалели просто. А могли бы «растащить одеяло» в разные стороны, и я бы оказался на дне. Но эта команда помогала мне, и что-то у меня вышло... Это такой отдельный кинематограф, который изобрел Марк Захаров».

В фильме Медведю приходится исполнять множество трюков, и актер все делает сам, без помощи дублеров. Еще в юности Абдулов добился значительных успехов в спорте, профессионально занимался фехтованием и даже был удостоен звания мастера спорта СССР, поэтому сражаться на шпагах для него не представляло труда. Скакать на лошади он научился уже непосредственно перед съемками фильма, и это тоже удавалось ему великолепно.

Сложности возникли только в том эпизоде, где Абдулов на коне влетает под арку, цепляется за выступ каменной кладки и подтягивается на руках. В первом дубле, когда он отпустил поводья и уже собирался подтянуться, актер забыл освободить ноги из стремян, и в этот момент лошадь, почуяв свободу, понесла и промчалась на глазах съемочной группы несколько десятков метров с болтавшимся в стременах всадником. После этой неудачи Захаров предложил заменить Абдулова дублером, но тот все же сам повторил трюк и теперь уже выполнил его отлично.

«Плаху, палача и рюмку водки!»
А вот кандидатура Евгения Леонова на роль Короля никаких сомнений у руководства «Мосфильма» не вызвала. И хотя такой противоречивый образ был не совсем обычен для Леонова, привыкшего играть добросердечных персонажей, актер сумел совершенно гениально исполнить роль Короля-тирана, сделав его милым и трогательным. Этого Короля невозможно не любить, ко всем его самодурствам и пакостям хочется относиться снисходительно. Охотно верится, что, как он и утверждает, во всех его дурных поступках виноват не он сам, а дяди, тети и прочие родственники. А сам Король – добрейшей души человек и так нежно любит свою дочку…

Леонов располагает зрителей к своему персонажу с первого появления в кадре, когда входит в дом и произносит: «Добрый день. Я Король, дорогие мои», – и оставляет на вешалке в прихожей свою корону. А как колоритен он, когда замерзший, несчастный и в то же время решительный появляется в трактире, закутанный в шубу, с нелепым платком на голове и выпивает преподнесенную рюмочку чего-то горячительного! Таких Королей в кино еще не было!

Многие в образе Короля усматривали сатиру на тогдашнего главу государства Леонида Брежнева, к тому времени уже состарившегося и выглядевшего с трибуны откровенно смешным. Цензура даже вырезала из фильма фразу Министра-Администратора: «Стареет наш королек», чтобы аналогия не было совсем уж полной. Однако сохранилась сцена, где Король выходит сочетать законным браком свою дочь с Министром-Администратором и делает в окошке жест, характерный для вождей, стоящих на Мавзолее. Как говорил Марк Захаров, потом какие-то забавные черточки Короля он наблюдал у некоторых наших руководителей.

«Будете мешать – оставлю без обеда!»
Единственный по-настоящему отрицательный персонаж, Министр-Администратор в исполнении Андрея Миронова, с первого своего появления на экране захватывает внимание зрителей, изумляя и даже восхищая своей бесконечной самоуверенностью и беспринципностью. Буквально каждую его реплику растащили на цитаты. Чего стоит один диалог Министра-Администратора с Хозяйкой, этот безусловный шедевр:

— Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь у амбара. Жду. Не пожалеете.
— Вы сумасшедший?
— Что вы, напротив, я так нормален, что сам удивляюсь.
— Вы негодяй!
— Ах, дорогая, а кто хорош?

Песенка про бабочку, которую так прочувствованно спел Министр-Администратор в конце этой сцены, стала настоящим хитом. А ведь ее едва не вырезали из фильма! В куплете, где «бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк, а за ней воробышек прыг-прыг-прыг-прыг» редакторы «Мосфильма» заподозрили неприличный сексуальный подтекст. Однако Захарову песенку удалось отстоять. Он смог убедить суровых чиновников, что речь в ней идет исключительно о гастрономических интересах.

«А кто у нас муж? — Волшебник. — Предупреждать надо!»
В роли Волшебника Захаров видел исключительно Олега Янковского. Случилось так, что в самом начале съемок фильма актер оказался в больнице, в реанимации. Когда на утро следующего дня под окном его палаты появился Захаров с дефицитными по тем временам апельсинами, Янковский сообщил ему, что готов отказаться от роли. Однако Захаров ответил: «Нет. С вами я не расстанусь. Будем ждать». И съемки приостановились – все ждали, когда Олег Иванович выйдет из больницы.
 
Захаров не ошибся в выборе – Янковский сыграл свою роль действительно великолепно. Каким безумным восторгом горят глаза Волшебника, когда из небытия возникают образы придуманных им героев, сначала только в воображении, а потом и наяву! Актер смог показать суть Настоящего Творца – увлеченного и эгоистичного, способного забыть обо всем на свете, презреть мольбы и слезы даже самого дорогого и близкого человека, ради одного только поистине волшебного мига, появления своего творения на свет.

«Вот и славно, трам-пам-пам»
Приглашение на роль Трактирщика оказалось для Юрия Соломина полной неожиданностью, но он с удовольствием согласился. Во-первых, потому, что ему хотелось сниматься у Захарова, которого он считал прекрасным режиссером, а во-вторых — предложенная роль была для актера весьма непривычна.

«Вспоминаю с большим удовольствием эти съемки, — признается Юрий Соломин, — потому что таких лирическо-комедийных ролей в кино я не играл. В театре — да. Хотя тоже не так много. А кино меня не баловало. И, пожалуй, захаровское предложение было первым на роль такого плана. А буквально через несколько месяцев я получил приглашение в оперетту «Летучая мышь». Тот год для меня оказался очень счастливым. И проложена была эта дорожка “Обыкновенным чудом”».

Очень трогателен дуэт Юрия Соломина с Екатериной Васильевой, сыгравшей фрейлину Эмилию. Порывистая, грубоватая, умеющая курить трубку дама, которая врывается в кадр с грозными заявлениями: «Кто экономит на чистоте, тот или вор, или свинья», она встречается с давно потерянным возлюбленным и вдруг превращается в трепетную особу, которая нежным голоском поет глупую и милую песенку.

Когда Юрия Соломина назначили министром культуры, фильм «Обыкновенное чудо» стал очень часто появляться в эфире, и эта смешная песенка стала особенно популярна: «Я скажу вам, сударь мой: Мне бы надо бы домой, Но цветочки я обидеть не могу!»

 

    

 

    

Татьяна  УМНОВА         Журнал "60 лет - не возраст"

Комментарии к статье
  • Иван

    А где снимали?

Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.