Rambler's Top100



Посылка матери Георгия Жжёнова, отправленная в 1940 году, дошла до него через 3 года, спасла жизнь и какова судьба дочек актёра

Посылка матери Георгия Жжёнова, отправленная в 1940 году, дошла до него через 3 года, спасла жизнь и какова судьба дочек актёра

Популярный артист театра и кино, сценарист, писатель Георгий Степанович Жжёнов прожил долгую жизнь - 90 лет. Долгих 17 лет, лучшие годы жизни на мой взгляд, он провёл в исправительных лагерях Красноярского края. Эти годы перечеркнули радужные перспективы и успешно складывающуюся карьеру Георгия.

Он серьёзно занимался футболом и был успешен, по мнению специалистов. Жжёнов снимался в кино, пробовал писать очерки, рассказы и хорошо знавший его режиссёр Сергей Герасимов положительно оценивал литературный талант Георгия, советовал ему продолжать работу в этом направлении.

Наконец, в эти прекрасные годы Георгий встретил актрису Евгению Голынчик и женился. Старший брат Жжёнова Борис учился в университете и был арестован по доносу. После убийства Сергея Кирова во время допроса один из студентов рассказал, что Борис не пошёл на похороны Кирова, объяснив, что у него нет тёплой обуви, да и Кирова уже не воскресить.

 
 
Борис и Георгий Жженовы
 
Борис и Георгий Жженовы

Борис был начинающим, но очень талантливым и перспективным физиком, но это не спасло молодого человека от ареста. Бориса арестовали как антисоветчика, в лагере он умер от дистрофии и непосильной работы. Ему был 31 год, место захоронения Георгию, несмотря на отчаянные попытки, найти так и не удалось.

Арест старшего брата накладывал пятно на репутацию семьи, а тут ещё Георгий возвращаясь со съёмок, оказался в одном купе с американцем и общался с ним, шутил и даже пел песни.

«Американского шпиона» Георгия Жжёнова приговорили к 5 годам ссылки в Магадан. Георгий понимал, что его арест скажется на судьбе жены и просил её подать на развод, не портить жизнь себе. О том, как чудом выжил в тайге, на золотых приисках, как спасла его материнская любовь Георгий Степанович расскажет позже в своих автобиографических очерках.

На мой взгляд, одним из лучших, пронзительных рассказов Жжёнова являются «Саночки». Георгий умирал от цинги, вконец обессиленный, он вдруг узнаёт о двух посылках от мамы. Мать отправила их ещё в 1940 году, а нашли они сына через три года.

 
 
Жженов был арестован, как "американский шпион"
 
Жженов был арестован, как "американский шпион"

За это время в посылках шоколад несколько раз переплавился, смешался с газетами и махоркой, но эта масса, щедро сдобренная мамиными слезами, вернула силы умирающему сыну. Желудок Георгия переварил содержимое и он вдруг поверил, что сможет выжить в аду.

Когда срок ссылки подошёл к концу, Георгию вручили постановление о новом сроке – ещё 21 месяц лагерей. Общий срок ссылки, которую актёр провёл на Колыме, в Магадане, в Норильске, составляет 17 лет. Жжёнов, находясь в лагерях, работал на лесоповале, на приисках, был водителем, диспетчером, хлеборезом.

В последние годы ссылки, находясь в заключении, получил возможность выходить на сцену Магаданского драматического театра. В театре познакомился с актрисой Лидией Воронцовой, которая тоже отбывала наказание, в 1946 году у актёров родилась дочь Елена.

Лидия не перенесла приговор о назначении ей нового срока заключения, когда её не стало, дочь Елену отправили в детский дом. Жжёнов долго искал девочку и добился, чтобы её воспитывала его мать. Георгий Степанович пытался добиться реабилитации, писал прошение о разрешении вернуться, чтобы облегчить участь 74-летней матери.

 
 
Лидия Воронцова и Георгий с маленькой Еленой
 
Лидия Воронцова и Георгий с маленькой Еленой

Ссыльный поселенец объяснял в письме, что на глазах мамы немцы в 1943 году расстреляли его брата Сергея, Борис умер в Воркуте, муж умер в Ленинграде. Мать воспитывает его дочь и только он, единственный из живых, может ей помочь. Но это письмо осталось без ответа.

Освобождению Георгия Жжёнова поспособствовала его третья жена – вольнонаёмная актриса Заполярного театра в Норильске Ирина Махаева. Женщина не испугалась, что её муж имеет судимость, она собрала документы и лично отвезла их в Москву, чтобы они наверняка попали в нужные руки.

В 1954 году 40-летний актёр был освобождён, а ещё через год реабилитирован. А Ирина Махаева, так много сделавшая для Георгия Степановича, в 1956 году родила ему дочь Марину, но так и не стала его спутницей жизни навсегда.

Ирина Махаева много сделала для Жженова, но брак с ней закончился разводом

Супруги вернулись в Ленинград, где в Театре Ленсовета Георгий Жжёнов встретил Лидию Малюкову. Он был женат, она замужем, но это не стало препятствием на их пути к созданию новой семьи. Лидия Петровна стала спутницей актёра на долгие годы.

Они поженились в 1962 году, у них родилась дочь Юлия и до самого конца – до последнего вздоха актёра в 2005 году, жена была с ним рядом. Старшая дочь Жжёнова Елена Георгиевна – дизайнер. Марина Георгиевна – хореограф, занимается литературой, пишет стихи, ведёт общественную деятельность.

Младшая дочь Юлия Георгиевна стала актрисой, как отец, и преподаёт во ВГИКе. В последние годы жизни Георгий Степанович много сил отдавал общественной работе, входил в Комиссию при Президенте РФ по помилованию.

Актёр обрёл свой последний приют на Новодевичьем кладбище, где благодарные поклонники актёра, неравнодушного человека всегда оставляют живые цветы. 

Источник

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





























 

 

 













 
        




            П О М И Н К И    год 1896




Ностальгия











Как Мы жили в СССР:

Почему многие люди вспоминают

времена СССР, как счастливые?



 




*******************************













Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом

"Когда мужчине сорок лет..."
 
Когда мужчине сорок лет, 
ему пора держать ответ: 
душа не одряхлела?- 
перед своими сорока, 
и каждой каплей молока, 
и каждой крошкой хлеба. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то снисхожденья ему нет 
перед собой и перед богом. 
Все слезы те, что причинил, 
все сопли лживые чернил 
ему выходят боком. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то наложить пора запрет 
на жажду удовольствий: 
ведь если плоть не побороть, 
урчит, облизываясь, плоть - 
съесть душу удалось ей. 
 
И плоти, в общем-то, кранты, 
когда вконец замуслен ты, 
как лже-Христос, губами. 
Один роман, другой роман, 
а в результате лишь туман 
и голых баб - как в бане. 
 
До сорока яснее цель. 
До сорока вся жизнь как хмель, 
а в сорок лет - похмелье. 
Отяжелела голова. 
Не сочетаются слова. 
Как в яме - новоселье. 
 
До сорока, до сорока 
схватить удачу за рога 
на ярмарку мы скачем, 
а в сорок с ярмарки пешком 
с пустым мешком бредем тишком. 
Обворовали - плачем. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
он должен дать себе совет: 
от ярмарки подальше. 
Там не обманешь - не продашь. 
Обманешь - сам уже торгаш. 
Таков закон продажи. 
 
Еще противней ржать, дрожа, 
конем в руках у торгаша, 
сквалыги, живоглота. 
Два равнозначные стыда: 
когда торгуешь и когда 
тобой торгует кто-то. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
жизнь его красит в серый цвет, 
но если не каурым - 
будь серым в яблоках конем 
и не продай базарным днем 
ни яблока со шкуры. 
 
Когда мужчине сорок лет, 
то не сошелся клином свет 
на ярмарочном гаме. 
Все впереди - ты погоди. 
Ты лишь в комедь не угоди, 
но не теряйся в драме! 
 
Когда мужчине сорок лет, 
или распад, или расцвет - 
мужчина сам решает. 
Себя от смерти не спасти, 
но, кроме смерти, расцвести 
ничто не помешает.
 
Евгений Евтушенко. Мое самое-самое.
Москва, Изд-во АО "ХГС" 1995.