Rambler's Top100



 НОВОСТИ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ СО ВСЕГО МИРА

    

    

Возраст как искусство

Возраст как искусство

Открытая беседа «Возраст как искусство» состоялась в «Особняке на Волхонке» на Большом Знаменском переулке в Москве.

Народный артист РСФСР и СССР Юрий Соломин, народный артист РСФСР Всеволод Шиловский и заслуженная артистка России, солистка Большого театра Инесса Молодцова поделились личным опытом и мыслями о серебряном возрасте. Модератором встречи стала журналистка, теле- и радиоведущая Фёкла Толстая.

Разговор получился не только о собственном ощущении возраста, но и о важности сохранения межпоколенческих отношений, и о той роли, которую зрелые люди играют в профессии. Юрий Соломин поделился историей, вызвавшей смех и сочувствие зрителей. Он рассказал, какую роль в его судьбе сыграла тогда ещё будущая преподаватель Вера Николаевна Пашенная и её человеческое отношение к «деточке», как она назвала будущего художественного руководителя Малого театра.

«Когда я приехал поступать, после второго тура, а всего их было три, у сопровождавшего меня отца украли все документы и деньги. Жить было больше не на что. Отец посоветовал – иди к Пашенной и объясни. Если она тебя берёт, пусть берёт. А если нет, то уедем обратно в Читу. И я тогда первый раз послушал отца и пошёл. «Что тебе, деточка?» – спросила Вера Николаевна. Она была мощной, как преподаватель и как человек. Я рассказал всё и повторил слова отца – если берёте, то берите. Вера Николаевна посмотрела на меня и сказала: «Ну, оставайся». И я остался».

Известные артисты подчеркнули, что их становлению в профессии во многом способствовали старшие товарищи – их авторитет, мастерство, отношение к молодёжи. «То, как вели себя Уланова, Плисецкая, Милашкина, подстёгивало, заставляло тянуться, учиться сутками, равняться на них», – поделилась Инесса Молодцова. «Наши старики были к нам добры. Они были покровители, наставники», – добавил Юрий Соломин.

Но на чем должно основываться уважение к зрелым людям? Достаточно ли для него лишь авторитета на основании возраста как такового? Отвечая на этот вопрос, Всеволод Шиловский сказал: «Не помню, чтобы мы без почтения, любви относились к нашим мэтрам. Но будет ли это уважение, зависит от старшего поколения. Я всю жизнь верю только в поступки. Если человек достойно живёт, мастер своего дела, то и отношение к нему будет соответствующее».

Рассказывая о своём отношении к пожилым людям в юности, гости поделились личным опытом нахождения уже на другой стороне – зрелых людей – и своим восприятием молодого поколения. «При мне нельзя ругать молодёжь, – резко заметил Всеволод Шиловский. Если молодёжь – плохая, то виноваты в этом взрослые люди и государство».

Иллюстрируя свою мысль об ответственности взрослых людей за жизнь следующих поколений, он продолжил: «Говорят, что интеллектуальный уровень нового поколения очень низкий. Однако, если ты как педагог по мастерству, по знанию профессии не впереди – они имеют право тебя не замечать». Возможно ли не только оставаться в пожилом возрасте востребованным в профессии, но и отдавать ей столько же сил, сколько в молодости? Всеволод Шиловский шутливо заметил, и что ему и семи дней в неделю не хватает, чтобы реализовать то, что задумано. «Мне 79 лет, но 12 часов в день педагогике – отдай. Если у меня есть свободное время, я тихо зверею».

По ощущениям Инессы Молодцовой, ей «ещё 30, хотя живу уже восьмой десяток. Но чувствую, как и раньше, будто сейчас обую туфли и побегу опять смотреть спектакль или на творческий вечер». На вопрос о том, какие преимущества приносит зрелость, актёры сошлись во мнении, что одно из основных – это опыт, жизненный и профессиональный, о какой бы отрасли не шла речь. Зрелые люди обладают не только знаниями, которые сегодня требуют постоянного обновления. Колоссальная ценность, которую в профессию могут привнести только зрелые люди - это опыт воплощения этих знаний и навыков на практике, умение создавать взаимоотношения, отдавать себя профессии.

«Уходя со сцены, нужно оставлять там кусочек своего сердца. Эти слова говорили мне мои преподаватели, их же я говорю своим студентам, набирая новый курс. Душа и сердце – знак качества для любой профессии», - сказал Юрий Соломин. Развивая дискуссию, Фёкла Толстая отметила, что русскому театру, сильному своими традициями, удалось сохранить уважение к авторитету старшего, преемственность поколений. «Это неподдельное отношение, пиетет перед педагогами основаны не просто на идее «пожилых нужно уважать». Они основаны на понимании того, чего достиг этот человек, возникающем, когда ты сам начинаешь делать первые шаги в профессии и понимаешь, как же это сложно». Что же нужно сделать, чтобы сохранить и приумножить ценность и потенциал, которые обществу и государству приносят преемственность поколений и достойное отношение к пожилым людям? «Этих людей просто нужно беречь – так, как мы бережём своих отцов и матерей», - ответил Юрий Соломин.

Всеволод Шиловский и Инесса Молодцова подчеркнули взаимную ответственность всех участников отношений и особую роль государства. «Уважение к старшему зависит от самого старшего поколения. Но, если мы сейчас в государственном масштабе не будем относиться к молодёжи бережно и по-настоящему, генофонд уйдёт, и России не будет. Ещё страшнее, если молодые будут видеть, как государство плохо относится к пожилым, к людям, «ушедшим на бровку», – отметил Всеволод Шиловский. – Моё же дело как педагога – сказать своим ученикам: если видишь седые волосы, будь любезен - уже уважай. Остальное – детали».

Беседы «Возраст как искусство» стали продолжением «Бесед о старости», инициированных Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко в рамках программы «Старшее поколение». «Удивительным образом сегодняшний разговор был не о пожилых людях, а об отношениях между поколениями, об искусстве полноценно жить в любом возрасте, что созвучно идее конференции «Общество для всех возрастов». Получилась беседа не о прошлом, а о будущем, – отметила Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. – Приятно, что на мероприятии было много молодых людей».

«Нам очень созвучна тема культуры старения и отношения к возрасту как к искусству. Деятели культуры и искусства старшего поколения – это опора в обществе и своей профессии, профессиональный и нравственный ориентир для подрастающего поколения, - отметила Ольга Каталина, генеральный директор Благотворительного фонда поддержки деятелей искусства «Артист». – Они - доверенные лица, а не соперники. Артисты старшего поколения - учителя, наставники, те, кто до последних дней передает своё мастерство и мудрость молодым талантам. Пожалуй, в этом и заключается настоящее искусство старения – быть примером для вслед идущих поколений и передавать им накопленные опыт и знания». 

16.10.17

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:




























СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ЗДЕСЬ





        

Актуальная информация











Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru