Rambler's Top100



Лечебные письма

Лечебные письма

Сегодня эпистолярный жанр отошёл на второй план. Его вытеснили СМСки и электронная почта. Практически никто уже не пишет друг другу писем. Конечно, время не остановить, оно вносит в нашу жизнь свои коррективы. С одной стороны, это здорово, а с другой – всё-таки жаль.

Для нас, людей старшего поколения (я уже не говорю о живших в прошлом и позапрошлом веках), переписка была чуть ли не главным средством общения. Ещё совсем недавно к каждому празднику, стараясь никого не забыть, мы писали десятки поздравительных открыток, оттачивали свои литературные способности, сочиняя стихи и целые поэмы, заботились о том, чтобы наше послание было оригинальным и интересным. В письмах мы обменивались новостями, объяснялись в любви. А с каким нетерпением мы ждали почтальона с заветным конвертом...

Я считаю, что волшебство «живых» писем никогда не сравнится с компьютерной почтой, ведь в них чувствуется сердечность близкого человека, его душа, трепетность, особое настроение. В письменном языке каждое слово, да что там слово – каждая написанная буква несёт так много информации!

Мне было три года, когда погиб отец. В 12 лет я обнаружила его письма с фронта, бережно хранимые мамой. В них он спрашивал, как мы поживаем, нашла ли мама участок под картошку или просил продать его вещи, чтобы купить нам, детям, тёплую одежду. Тогда мне показалось странным: а где же слова о любви? И только повзрослев, я поняла, что это и была настоящая любовь, заботливая и нежная…

Старые письма можно перечитывать всю жизнь, обретая новые душевные силы. Поэтому не выбрасывайте их, перечитывайте, как это иногда делаю я.

У меня была близкая подруга, которой, к сожалению, уже давно нет. Но её письма до сих пор согревают меня, в них я нахожу ответы на многие вопросы, они поддерживают и помогают решать, казалось бы, неразрешимые проблемы.

Мне хочется поделиться некоторыми выдержками из этих писем, вдруг и ещё кому-то они помогут излечить душевные раны!?

«Умирают близкие, вырастают дети… Они забегают «по графику», забивают холодильник продуктами (как правило, не теми, которые нужны), торопливо целуют в щёчку и убегают…

Я всё больше прихожу к мысли, что дети – как семена растений. Их поливаешь, удобряешь, радуешься цветению, но потом ветер дунул – и они тут же разлетелись. И если мы капризничаем, говорим с обидой: «Я тебе всё отдала, а ты…», то в ответ можно услышать жёсткое: «А кто тебя просил?» Поэтому не нужно корить своих детей, у них своя судьба.

Собственную жизнь после взросления детей необходимо выстраивать заново, а это ох как непросто! Согласись, наша жизнь – это только наша жизнь, наши ошибки, наши неудачи, и если у нас что-то перестало складываться, то нечего сваливать вину на детей. У Апулея есть отличный афоризм по этому поводу: «Возможность самому загубить остаток своей жизни – неотъемлемое право каждого». И правда, глупо растрачивать оставшиеся годы, пребывая в обидах на детей, на сетования по поводу болезней и одиночества. Лучше попробовать выстроить свою жизнь по-новому, без нытья».

«Наши годы – это жизнь с дверями, которые открываются вовнутрь» – так писал Лев Толстой о жизни пожилого человека. Наши сегодняшние проблемы и переживания были всегда, но раньше мы их просто не замечали, отбрасывали на бегу. Не надо нагонять себе давление и сахар, лучше учиться умиляться распустившимся цветам, плавающим уточкам, любоваться бегущей водой. Не зря японцы называют наши годы «возрастом созерцания», поэтому стоит искать эти моменты простой радости такого непростого возраста».

«Свои жизненные пути я всегда выбирала сама. Сама выбрала институт, сама растила детей. Ошибалась? Да. Шла порой не той дорогой? Да. Кто-то был удачливее, успешнее, сильнее характером, но я старалась запоминать только свои победы, никогда годами не оплакивала поражений. Я считаю, что мне есть за что себя уважать. Ты называешь это эгоизмом и самовлюбленностью? Но это лучше, чем нытьё и слюнтяйство».

«Ты вечно всё усложняешь. А жизнь на самом деле очень простая вещь. Религии всех народов содержат в себе десять вечных заповедей, по которым и нужно жить. Если не получалось раньше, то получится хотя бы в конце жизни. Самое главное, пожалуй, – не делать никому зла. Ведь каждое сотворённое нами зло, даже мимолётное, даже незаметное другим, приводит нас к новому выбору, к новым душевным смятениям. Поэтому мы в своём возрасте не должны совершать ошибок молодости, сдерживать себя, свои порывы и прежде, чем принять любое опрометчивое решение, считать до десяти и повторять при этом: «Я подумаю об этом завтра».

«Сегодня я проснулась со странной мыслью – мы с тобой, несмотря на разницу характеров, очень схожи по судьбе: была любимая работа, которая давала отдачу, выросли хорошие дети, приносящие не так много проблем, были друзья, готовые разделить и нашу радость, и нашу боль… И вдруг обрушилось на нас это несчастье – пустое состояние души, которое издавна на Руси называется вдовством.

И кажется, что закончилась жизнь и разрушилась некогда такая прочная стена и придавила самое сердце. Некому выплакаться, некого пожалеть, не с кем поссориться, не с кем помириться… Бежали рядом в упряжке двое близких людей – спотыкались, падали, обгоняли друг друга, даже разбегались на небольшое расстояние, и вот ты уже не бежишь, а стоишь одна… Одна на семи ветрах… Но ты вовсе не одна такая. И если твоя жизнь не закончилась, нужно продолжать путь, но с другими установками: ни на кого больше не надеяться, ни у кого ничего не просить, а главное – ничего не бояться».

«Ты опять в тоске и нытье? Осторожно! Во что мы верим, то с нами и случается. Мысль – самый созидающий инструмент во Вселенной. Включи телефон, прибери квартиру, вымой окна, впусти в дом солнце. Выйди на свет Божий. Там, за окнами твоей квартиры ещё бушует лето. Попробуй, пожалуйста, попробуй ещё полюбить эту жизнь такой, какая она есть. Самое трудное – это любить, самое простое – искать виноватых. Если жизнь бьёт, значит, любит. А если любит, значит, живешь!»

«Нужно каждый следующий день, как говорил Святослав Рерих, стараться прожить хоть немного лучше предыдущего. Стараться не допускать прежних ошибок, просчётов, справляться с прежними дурными привычками. Это и будет истинное самосовершенствование. Для этого не нужно чего-то особого. Нужно лишь каждый новый день делать обыкновенную будничную работу, но хоть чуть-чуть лучше, чем вчера. В этом и заключается суть работы над самим собой».

«Прими решение и возьми, в конце концов, на себя ответственность за свою жизнь. И запомни: нет достижений без усилий. Нет мудрости без опыта. Заучи слова, сказанные итальянским философом Гиллермо Толентино: «Вселенная – мой путь. Любовь – мой закон. Покой – мой кров. Опыт – моя школа. Преграды – мои уроки. Трудности – мой стимул. Страдания и болезни – моё предупреждение. Труд – моё благословение. Равновесие – моё состояние. Совершенство – моя судьба».

«В одной притче говорится: один хороший, но несчастный человек однажды во сне увидел Бога. Сердце человека разрывалось от боли из-за несправедливости вокруг него, и он спросил:

Дорогой Господь, взгляни на все безобразия, творящиеся в этом мире, на муки и страдания, которые заполнили его. Почему ты не пошлёшь людям свою помощь?

Бог ответил:

Как же, я послал помощь! Я послал тебя.

Каждый сам несёт свой крест. И только неразумный жалуется, что он тяжёл, что жизнь сложна, что люди плохи. Будьте мудры – вместо бесполезных и опустошающих душу жалоб направьте ваши мысли, сознание, речи и дела на то, что действительно для вас важно и полезно. А что самое важное и полезное для человека? Учиться любви.

Что же это означает на практике? А то, что сначала нужно научиться быть благодарным за всё, что у нас есть, и всё, что с нами случается. Мудрый персидский поэт Джелаладдин Руми подсказывает нам, как это делать: «Боль существует только в сопротивлении, радость – только в принятии. Даже события, наполненные болью, становятся приемлемыми, когда мы принимаем их с открытым сердцем, но даже события, наполненные радостью, превращаются в болезненные, если мы их не принимаем. Нет такой вещи, как плохой опыт. Есть просто сопротивление тому, что есть».

После того как мы научимся благодарности, нам следует научиться свободе: ценить свою свободу и нести ответственность за свои решения настолько, чтобы уважать свободу и выбор других людей.

Затем нужно научиться управлять своими мыслями: думать так, чтобы мысли были нацелены на получение общей пользы и радости. Далее – научиться своему делу: сначала делать то, к чему лежит сердце, так, чтобы потом всё остальное делать с любовью.

Наконец, самое трудное – научиться любви: сначала через общение с теми, кто нам приятен, чтобы потом общаться с любым человеком так, будто он – самый важный для нас на земле. Или, говоря словами митрополита Антония Сурожского, нужно научиться смотреть на человека без желания властвовать или как-то использовать его личность – просто глядеть и изумляться красоте, что нам открылась».

Сегодня мы с моей подругой на разных планетах. Но её мудрость греет и утешает меня по сей день.

30.11.13    Элеонора ГОЛОВАНОВА        Журнал «60 лет – не возраст» 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


        


Отношения



















Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru