Rambler's Top100

Эти нелёгкие женские роли

Эти нелёгкие женские роли

В жизни женщинам приходится быть и хорошим работником, и умелой хозяйкой, и заботливой женой, матерью, бабушкой… От того, умеем ли мы гармонично совмещать эти роли, зависит наше собственное благополучие и благополучие нашей семьи. Как же этому научиться?

Хватит работать?

Как часто женщины в возрасте за 60, ещё полные сил и желания трудиться, слышат от взрослых детей либо от супруга: «Хватит работать! Пора заняться домом, дачей и внуками». Но расставаться с любимой работой многие из них не согласны.

Во-первых, женщины, привыкшие вести семейный бюджет, хорошо понимают, что лишней даже скромная зарплата в наши дни не будет. Во-вторых,  работающая женщина элегантного возраста гораздо дольше сохраняет внешнюю привлекательность, внимательнее следит за здоровьем, чаще обновляет свой гардероб. И главное, женщина, которой необходимо хотя бы несколько дней в неделю бывать на людях,чувствует себя моложе и уверенней. У неё выше самооценка, нежели у пенсионерки-домохозяйки и бесплатной нянечки для внуков. Получается, плюсов для женщины пенсионного возраста в работе гораздо больше, нежели минусов.

Неожиданный парадокс

Незаметно накапливающаяся с годами усталость уносит здоровье и жизненные силы, а работы у женщины по-прежнему две – обычная трудовая деятельность и хозяйственная «вахта» дома. Не слишком ли высокая нагрузка в возрасте после 60?

Вот на этом моменте многие работающие пенсионерки «ломаются», соглашаясь проститься с карьерой. Но получается парадокс: без необходимости ежедневно или хотя бы пару раз в неделю посещать присутственное место, где есть новые люди, решать ответственные задачи, иметь возможность проявить свои таланты и применить свой богатый опыт, женщина начинает быстро стареть.

Сначала она перестаёт заботиться о своей внешности. Зачем закрашивать седину и делать причёску, если вас видят только близкие? О макияже вообще как-то глупо задумываться, если ходить от дома до магазина да на детскую площадку с внуками… И незаметно для себя дама элегантного возраста, на которую ещё месяц назад оборачивались мужчины, превращается в обычную бабушку.  

Моя соседка  по имени Любовь, которой  сейчас 64 года, в свой 60-летний юбилей решила уйти с работы.  Вроде бы жизнь заставила: она опекун двоих несовершеннолетних внуков. Но вот беда: прежде, когда работала на трёх работах, выглядела всегда прекрасно – с макияжем и безупречной прической, и легко взбиралась без лифта на четвёртый этаж с тяжёлыми сумками.

Но за те четыре года, что посвящает себя исключительно хозяйству и подросшим внукам, она превратилась в бабу Любу. На все вопросы о её жизни жалобным старческим голосом отвечает: «Да на всё времени не хватает! По магазинам пройдись, приготовь, посуду помой, дом убери, а мальчишки, неслухи такие, ни в чём не помогают! Да ещё разные болячки накатили…». И это чрезвычайно горько! Ведь раньше при трёх работах у Любы находилось время на уход и за детьми, и за собой, а болезни не беспокоили…

Пусть над этим примером задумаются те пожилые дамы, которых близкие уговаривают бросить работу за копейки и посвятить себя семье и внукам. Задумаются и спросят себя: «А ты сама чего хочешь?» И принимали бы решение, исходя из своих потребностей. Потому что у мужей, детей и внуков, как бы вы их ни любили и как бы близки душевно с ними ни были, свои жизни. И не надо соглашаться проживать их жизни. Гораздо счастливее и правильнее проживать жизнь свою – такую, какой вы её хотите видеть.                                     

Несколько минут «за кулисами»

Психологи выяснили, что работающие женщины пенсионного возраста часто испытывают трудности не потому, что дома их ждёт «вторая» работа, а потому, что они не в состоянии сразу переключиться с одного рода деятельности на другой. Ведь это очень непросто: придя домой после целого дня решения сложных профессиональных задач, сразу же превратиться в заботливую жену, образцовую хозяйку, понимающую маму для взрослых детей, а то ещё и чуткую, отзывчивую и расторопную бабушку для внуков! 

 Как же научиться мгновенному переключению с одной сферы жизни на другую? Психологи убеждены, что умением быстро переходить из роли в роль, не потеряв при этом очарования эмоциональности и искренности, может овладеть каждая женщина.

Вы достаточно опытны, чтобы понимать – в жизни все мы вынуждены одновременно играть несколько ролей. Но нет ни одного актера, который не нуждался бы в… кулисах, то есть месте, где он может расслабиться и передохнуть. И обеспечить для себя такое «закулисье» вполне по силам каждой женщине. Это может быть уютное кафе, где можно выпить чашечку кофе перед началом рабочего дня или после его окончания, либо магазинчик, где, бездумно перебирая вещи, можно отключиться от рабочих проблем и подготовиться к вступлению в роль любящей жены и матери.

Несколько минут «за кулисами» отводятся на то, чтобы забыв о делах и проблемах, создать ощущение полной тишины для тела и души. Сначала стараемся прогнать все серьёзные и суетливые мысли о доме и о работе, оставляя только лёгкие приятные раздумья о том, «какой кофе выбрать?» или «к лицу ли мне этот шарфик?». Насладившись этой тишиной (это всего несколько минут, но какой полноценный отдых они дарят!), можно начинать думать о том, что вас ждёт дома.

Как гасить конфликты?

Пожалуй, самый трудный для исполнения совет – постараться гасить любые конфликты. Своё достоинство и свои взгляды отстаивать нужно, что дома, что на работе, однако мелкие конфликты по сценарию «почему ты не положил ложку на место?» следует если не совсем упразднить, то хотя бы свести к минимуму. Порядок, конечно, вещь хорошая, но только не за счёт психологического климата семьи. Как войну обычно выигрывает та армия, тылы которой хорошо укомплектованы и надёжны, так и под бурями жизни сможет выстоять только тот, кто обеспечил себе дома надежный прочный тыл. Не спорьте, не ругайтесь по пустякам – и тогда будет приятней и радостней каждый день возвращаться домой с работы.

Если же конфликты дома всё-таки назревают, умейте отвлечься от них – потерпите с выяснением отношений до выходных. Во-первых, у вас будет достаточно времени, чтобы во всем разобраться. Во-вторых, существует ещё и вероятность того, что бытовой конфликт окажется надуманным, «не стоящим выеденного яйца»,и сам собой «рассосётся» через пару дней без чьего-либо участия и непомерных вложений душевных сил.

Вспомните об аутотренинге: при любых проблемах стоит повторять себе две очень хорошо работающие формулировки. Первая помогает, если одолевают сомнения: «У меня дома всё хорошо!» – просто повторяйте это себе, возвращаясь вечером с работы. И вторая, помогающая, когда хочется предъявить претензии или начать скандал: «Дома должно быть всё хорошо! Ведь дом – это моя крепость».

Учитесь психологически перестраиваться

Представим себе, что вас похвалил начальник. Обещали премию или прибавку к зарплате. Одарил комплиментом клиент. И, сохраняя  восторженное настроение, вы летите домой, как на крыльях, с единственной мыслью: скорее поделиться своим позитивом с близкими.

К несчастью, вы можете не совпасть на волнах своих эмоций с супругом, который как раз в это время по какой-либо причине находится в мрачном расположении духа. Или с взрослым сыном, который, к примеру, получил на работе «нагоняй» или опоздал на важную встречу. Даже и с внуком, который мог в садике, в школе или на детской площадке поссориться с ребятами…

Результатом «несостыковки» настроений и непонимания часто становится бурное выяснение отношений, ссоры, взаимные упрёки, иногда – затяжной конфликт. Поэтому, вернувшись с работы в приподнятом настроении, но, почувствовав, что ваши близкие «не в духе», следует зайти в свою комнату и 10 минут посвятить своему «закулисью», а также аутотренингу, направленному на достижение полного внутреннего спокойствия.

После этого, посетовав про себя на неудачное стечение обстоятельств, с улыбкой выйти к близким, стараясь не вступать в диалог на повышенных тонах. А ещё лучше – пойти в магазин и купить, скажем, что-то вкусненькое или маленькие, забавные подарки близким. В этом случае, войдя в дом, вы сможете сразу задать тон общения, предложив отметить вместе ваш на редкость удачный день, посидеть за чашкой чая и порадоваться вместе.

Противоположная ситуация. Вы в подавленном и раздражённом состоянии духа входите в дом. Будьте готовы к тому, что вас могут воспринять как несносную зануду, которая всем постоянно портит настроение. Опять же, сразу или чуть погодя может разгореться скандал, и поводом к нему послужит ваше неумение психологически перестраиваться.

А надо, как я уже сказала, уйти всего лишь на несколько минут в свою комнату и мысленно простить всех, кто вас сегодня обидел. Скажите себе, что ваше прощение вернётся к вам будущими жизненными успехами. Вспомните о том, как вы любите своих родных. Они вас, конечно, поддержат, но стоит ли «вешать» на них испорченное настроение? Ведь этот день прожит, он ушёл навсегда вместе со всеми огорчениями – так есть ли смысл в дальнейших переживаниях?! Улучшив таким образом себе настроение, вы с улыбкой возвратитесь туда, где вас с нетерпением ждут близкие.

«Абсолютные нельзя»

В любом случае стоит соблюдать несколько правил «абсолютных нельзя».

♦ Нельзя, едва заперев за собой входную дверь, сразу же бросаться делать самые нелюбимые домашние дела. Вы вернулись с работы, чтобы отдохнуть и пообщаться с любимыми людьми, а не для того, чтобы снова впрягаться и пахать, пахать, пахать. Принимайтесь за домашние дела, лишь отдохнув, непременно с улыбкой и удовольствием.

♦ Нельзя входить в дом с унылым и потерянным лицом либо с агрессивным и угрожающим видом, намеренно демонстрируя своё недовольство и нервозность.

♦ Нельзя после работы сразу бежать по магазинам и приносить тяжеленные сумки еды. Это не улучшит ваше настроение и не снизит конфликтность – вы устанете и ещё подсознательно будете ожидать особой благодарности от близких за ваш подвиг! Так что оставьте поход за продуктами до выходных, когда муж и дети с удовольствием вам помогут.

♦ Нельзя после малейшей ссоры в семье сразу же бежать к соседке обсуждать ситуацию. Вообще нельзя создавать «коммуну» с соседями и близко живущими друзьями. Слишком частое общение с другими людьми нарушает микроклимат семьи, мешает сосредоточиться друг на друге и наслаждаться общением с близкими.

Именно поэтому не стоит регулярно проделывать солидную часть пути с работы с коллегами. Вы просто не сможете перестроиться с рабочей обстановки на личную жизнь. А вот совместная с кем-то из коллег дорога на работу, наоборот, помогает быстрее и лучше войти в курс рабочего дня.

Ну а самое главное – любите своих родных людей. Они – ваша надёжная опора в жизни, к ним вы обратитесь в случае неприятностей или беды, поэтому берегите их! Старайтесь отдавать им всё ваше тепло и нежность, и тогда основная роль – роль супруги, матери и бабушки будет вам  всегда приятна.

Анна АНТОНОВА, психолог          Журнал "60 лет - не возраст"

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





Отношения

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом