Rambler's Top100

Бабушкины уроки. Тренируем пальцы – развиваем речь?

Бабушкины уроки. Тренируем пальцы – развиваем речь?

Бабушки знают: в раннем детстве у ребёнка начинает формироваться речь. Чтобы малыш научился правильно говорить, с ним надо больше разговаривать, разучивать стихи и скороговорки. Но этого мало – в развитии речи важную роль играют и игры-упражнения. Что это за упражнения, рассказывает преподаватель московского  педагогического  колледжа № 6 Ольга САПОЖНИКОВА, учитель-логопед.

У кого речь лучше – у скрипачей или борцов?
Слышать, как малыш произносит первые звуки, первые слова, первые фразы, – это одна из самых острых, ярких радостей, которую испытывают мамы и папы, бабушки и дедушки. Речь –чудо, присущее только человеку, не является врождённой способностью, как, например, дыхание или глотание. Даже существует выражение «дар речи», а Наполеону Бонапарту приписывают фразу: «Не имея речи, карьеры не сделаешь!». Владение речью действительно дар, открывающий множество возможностей для самореализации, и от этого её ценность только возрастает.

Для того чтобы ребёнок заговорил, необходим целый ряд условий – речевая среда, наличие слуха, соответствующее возрасту психическое развитие и, наконец, созревание речевых зон на коре больших полушарий головного мозга). При наличии всех этих условий примерно к пяти годам и формируется речь.

Если пристальнее всмотреться в феномен речевого высказывания, то становится ясно, что речь есть результат согласованной деятельности определённых областей мозга и органов артикуляции (язык, нижняя челюсть, гортань, губы), которые послушно или не очень выполняют приказы, поступающие из центральной нервной системы.

Одной из особенностей нашего мозга является способность при усиленном развитии какой-либо зоны влиять на её соседние участки. Это обстоятельство объясняет многое в развитии речи ребёнка, потому что помимо прямых методов (максимальное речевое общение, многократные медленные проговаривания), на речь можно воздействовать, скажем, через развитие кисти руки.

На первый взгляд эти виды деятельности никак не связаны между собой. Но только на первый. Замечали ли вы, как легко и свободно излагают свои мысли пианисты и скрипачи и как тяжело даются ответы на самые простые вопросы хоккеистам и борцам? Значит ли это, что, разрабатывая пальцы ребёнка, мы помогаем ему развивать речь? Об этом знают не только логопеды, педагоги и врачи, но и инстинктивно догадывались наши бабушки и прабабушки. Вспомните «Ладушки-ладушки» или игру в бирюльки.

Попробуйте сами разложить, например, горку спичек, пользуясь только большим и указательным пальцами, да так, чтобы кучка спичек даже и не пошевелилась бы…. Видите, это не так просто. А что такое «Сорока-сорока кашку варила…», как не первый массаж кисти руки?

Так что вопрос о скрипачах и борцах вовсе не риторический – развитие мелкой моторики действительно способствует  развитию речи.

Играя, развиваем речь
В этой статье я приведу примеры некоторых игр и упражнений, которые помогут активизировать процесс речевого развития малыша и, к тому же, позволят занять его. Рекомендуемые игры не требуют никаких материальных затрат, а  всего лишь заинтересованности со стороны взрослых и их свободного времени.
Начинать такие игры и упражнения надо как можно раньше – лет с трёх. В ход пойдут баночки, пуговицы, шнурки и прочая мелочь. (Конечно, если малыш не склонен засовывать её в рот).

«Собери пуговицы» («Помоги бабушке собрать пуговицы»)

Намеренно рассыпав пуговицы (сначала крупные, затем помельче, а потом и совсем мелкие), предложите ребёнку собрать их. Работа для него вполне посильная и, помимо развития моторики, даёт возможность маленькому человеку ощутить свою значимость. Посмотрите, какой рукой он будет пользоваться: это позволит определить ведущую руку. Специально для дедушек можно предложить вариант с болтами и гайками, а затем прибавить ещё и шайбы.


«Сделаем бусы» (бабушке, маме, сестре, кукле и т.д.)

Для выполнения этого упражнения надо разрезать соломинки для коктейлей на кусочки длиной примерно 1 см, причём для начала лучше взять соломинки потолще. Предложите малышу нанизать кусочки на проволоку, леску или суровую нитку – что найдётся под рукой. Как вариант можно предложить нанизывать более толстые фрагменты на тоненькую соломинку. В дальнейшем используйте иголку с ниткой (конечно, под присмотром).

Считается, что это игра только для девочек. Но, уверяю вас, мальчики тоже с большим удовольствием возятся с «бусинами», особенно если будут делать подарок для своих любимых мам и бабушек. Принимая его, не забудьте высказать все положенные восторги и восхищение и иногда носите украшения.

«Помоги Золушке»

Суть игры заключается в раскладывании и систематизации сходных мелких предметов (ракушки, фигурные макаронные изделия, бобы или орехи разных цветов и форм подходят для упражнения больше всего). Ребёнку предлагается разобрать или помочь разобрать смесь по ёмкостям.

«Закрой баночки»

Эта игра, по мнению мам и бабушек, которые посещают семейный клуб «Самая счастливая семья», действующий при нашем колледже, пользуется у детей особой популярностью.
Хорошенько вымойте красивые баночки из-под косметических средств, лекарств, драже и леденцов.

Главное, чтобы они были яркие, чистые, неопасные и с разными крышками – теми, которые закручиваются, и теми, которые захлопываются. В одну из них положите какой-нибудь «секрет»: конфетку, фотографию мамы или игрушку из киндер-сюрприза. Игра начинается с предложения найти «секрет». А для этого надо открыть баночки, причём пользоваться только руками, пальчиками (попытки пустить в ход зубы говорят о целеустремлённости ребёнка, его энтузиазме, сообразительности, но у вас другие цели).

Правила игры со временем усложняйте: увеличивайте количество баночек, сокращайте время поиска «секрета». После того как сюрприз найден, баночки надо закрыть. И здесь можно предложить малышу разные варианты: баночки должны закрываться последовательно по мере открывания, или по цветам, или по величине.

Сначала у ребёнка вряд ли что-то получится. Однако ненавязчивая помощь и восхищение его успехами (пусть даже пока мнимыми) вселит в него веру в свои силы. Великому И.М.Сеченову принадлежит необычайно мудрая мысль о том, что похвала стимулирует деятельность мозга, а порицание, пусть даже и справедливое, тормозит её. Вспомните свои ощущения после «дружеской критики» – и не забывайте отмечать любой, самый малый успех малыша.

Чтобы не замучиться самим и не замучить ребёнка, не форсируйте события. Начинайте с лёгкого, простого, яркого и крупного, продвигаясь к более сложному, неприметному и естественно окрашенному. Обращайте внимание и на время занятий – для самых маленьких оно не должно превышать десяти минут.

18.05.12     Журнал «60 лет – не возраст»

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





Отношения

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом