Встречи с Соляником.
Май 1947-го года. Китобойная флотилия «Слава» вернулась из своего первого рейса в родной порт – Одессу, пресса освещала это, как огромное событие, чуть-ли не равное недавней Победе над Германией. Мне в руки попал номер пионерской газеты Украины, там огромное количество фотографий, естественно, парадные снимки капитан-директора, и множество раз повторяется его имя – Соляник Алексей Николаевич, которое с тех пор стало для меня легендарным. Я все это читаю и перечитываю с замирающим сердцем, в общем, награды нашли Героя, а газета нашла внимательного и благодарного читателя.
1964 - й год. Соляник попал в немилость к Хрущеву, оказался в опале, был снят с должности, газеты писали о нем уже в другом тоне, диаметрально противоположном... Читал я и эти газеты. Ну, что ж, от любви до ненависти...
1977 год. Я работаю в Мозамбике в Представительстве Минрыбхоза СССР. Советское рыболовное судно заходит в Мозамбик для смены экипажа. На борту – капитан-наставник Соляник А. Н. Капитаны говорили, что эту должность ему дали так... ну, чтобы не скучал на пенсии. Впрочем, считали его неплохим и безвредным человеком, ибо он никого не напрягал своими наставлениями.
До вылета в Москву несколько дней. Представитель Минрыбхоза, он же мой шеф, проигнорировал прибытие в его озеро такого крупного кита, не пригласил в Представительство, ни разу с ним не встретился, ну, видимо, двум китам в одном озере тесновато, да и потом, вопрос - какой кит крупнее?... А я, наоборот, взял Соляника под свою опеку.
Вообще, по жизни, я всегда на стороне более слабого, а тут сам Соляник, да еще в опале! Конечно, я был счастлив оказывать ему мелкие услуги, это меня, как-бы, немножко поднимало до его уровня. Пригласил я его в ресторан.
Соляник сошел с трапа при полном параде. Огромная фуражка с огромным золотым «крабом», по черному блестящему козырьку толстые дубовые, а может, и лавровые ветви, свитые из золотых нитей, над ветвями толстый шнур, тоже свитый из тех же золотых нитей, безукоризненный светло-кремовый костюм, на груди сияет Золотая Звезда Героя Труда, но, правда, она колышется в скромном одиночестве. Зато на рукавах, до локтей, и даже, кажется, выше – золотые нашивки неимоверной ширины и в неисчислимом количестве. Фигура у адмирала солидная, и смотрится он вполне... Вобщем, «последний парад наступает!».
Тут надо сказать, что в моем распоряжении был старый, ржавый «Фиат», который в России пренебрежительно называли «Копейка». У шефа, правда, был новенький «Датсун», но... Ну, это еще ладно. Хоть этот «Фиат» кое- как и ездил, но чтобы запустить двигатель, надо было, чтобы кто-то толкал сзади. Приехали мы в ресторан, был какой-то местный праздник, и в ресторане оказалось довольно много португальцев, из тех, что еще не успели сбежать от революции. А здание ресторана окружала двухэтажная терраса, там сидели посетители, и когда мы вышли из машины, то, конечно, привлекли всеобщее внимание. Мне это не совсем понравилось, а Алексей Николаевич вел себя, как ни в чем не бывало. Вероятно, привык быть в центре внимания.
Посидели, выпили, поели, пора и ехать. Хоть я и поставил машину так, чтобы задние колеса были на пригорке, но боялся, что не заведется, а что делать потом, я старался и не думать . Когда мы вышли из ресторана, то терраса была вся забита португальцами, я и не подозревал, что их так много еще оставалось в столице. Естественно, никто из них уже не ест – не пьет, стоят молча, кому повезло, тот облокотился на ограждение, другим приходится вытягивать шеи, и рассматривают они нас очень внимательно. Их можно понять, такое великолепие второй раз в жизни не увидишь!
Дурные мои предчувствия сбылись, «Фиат» прокатился с горки, чихнул и остановился. Нехватило инерции. Я знал, что кроме меня никто не сможет угадать момент, когда включить скорость. Соляник быстро оценил ситуацию, спокойно вышел из машины, и под пристальными взглядами многочисленных зрителей стал толкать машину. Сила у адмирала, видимо, еще была, толкнул он хорошо, мотор завелся, он спокойно сел рядом со мной, и мы благополучно уехали, как я понимаю, к большой досаде наших зрителей.
Когда отъехали, я с облегчением вздохнул и принялся извиняться, а Соляник и спрашивает – Ты чего извиняешься? -- Так ведь неудобно, толкать пришлось... – Ну и что? Вот капитан... (тут он назвал фамилию капитана, которая была, явно, одесско-греческой, что-то, вроде, Ставриди, или Пеламиди, точнее не помню) – вот капитан... жена сидела за рулем, а он толкнул, упал и помер. Вот ему было неудобно. А я-то ведь живой!
Лето 1984 года. Во время тренировочного перехода из Одессы в Белгород-Днестровский забрел я почему-то на старое одесское кладбище, что находится у дороги на Люстдорф, и мимо которого я как-раз проходил. Побродил, почитал надписи на замшелых надгробиях, вышел к Церкви, что в центре кладбища.
Смотрю, расчищена довольно большая площадка, в центре свежая могила, на могиле венки, цветы и надпись на пирамидке – «Соляник Алексей Николаевич. 1912 – 1984». Гиподинамия, однако! Не учитывает былые заслуги. Подумать только, на сегодня 30 лет уже пролетело!
...А ровно 100 лет назад и родился Соляник. Само получилось, такое вот, совпадение. Постоял я тогда с грустью в душе и пошел дальше по намеченному маршруту. К предстоящему Одесскому супермарафону надо было усиленно тренироваться, и счетчик мой показал в тот день рекордный километраж!
16.04.12 Ткаченко Н.А., Джорджтаун
Читайте также:
Мы и общество...
- Проблема крупным планом
- Панорама
- Мнение
- Успешные люди
- Исторические хроники
- Религия
- Сети все возрасты покорны
- "Третий возраст" шагает по России
- Николай ТКАЧЕНКО. Размышления.
- ЖЖ "Третий возраст"
- Возрастные вести
ИНТЕРЕСНО
Партнеры
Из почты
Навигатор
Информация
За рубежом
Рекомендуем:
- Знакомимся друг с другом, "третьевозрастцы".
- Зарубежная информация
- Кто чаще изменяет: мужчины или женщины — весьма подробная статистика
- Так мы жили совсем недавно...
- Моё советское детство. Часть 1.
- Моё советское детство. Часть 2.
- Моя советская юность. Часть 1.
- Моя советская юность. Часть 2.
- Новодевичье кладбище. Экскурсия.
- 15 лучших сайтов для пожилых людей в 2024году
- Первая древнейшая...
- Под эти песни мы влюблялись...
- Песни молодого "третьего возраста"
- Кинотеатр "Третьего возраста"
- Каждый божий день в мире происходит 120 миллионов половых актов.
- Так мы жили...
- Про это. Телевизор в годы нашей молодости
- Из нашей страны до Америки 15 минут хода на моторной лодке.
- Приглашаем в театр (без угрозы ковида)
- Врачи рассказали, как человек может проверить, доживет ли он до 80 лет
- Их уже нет с нами. Никого...
Комментарии к статье
Я не был знаком с капитаном Соляником А.Н., никогда не работал в МРХ, хотя имею 40-летний морской стаж. Но очень много слышал про него, как положительных, так и отрицательных, мнений. В конце 90-х годов, проходя в очередной раз Босфор, вдруг услышал в эфире: "Я - теплоход Соляник". "Молодцы украинцы. - подумал я. - Увековечили память легендарного капитана". И как-то стало светлее на душе.
В 1965 году мой отец улетел в Голландию принимать новое судно Занимал он должность старшего механика и там состоялось знакомство с Алексеем Соляником У них сразу установились дружеские отношения и это не нравилось первому помощнику капитана Они оба их не очень любили Особенно первому не нравились их прогулки без него После приемки они ушли в свой первый рейс и после вернулись в порт приписки-Севастополь Затем снова ушли в Голландию на гарантийный ремонт Имеется местная голландская газета со статьей и фотографией о их встрече с Крестной мамой "Ван-Гога"Примерно после шести месяцев ремонта они снова ушли в очередной рейс Имеются и фотографии того периода
Во время стоянки в Севастополе я часто приходил к отцу на судно Ужинали в кают компании Соляник с женой и мы с отцом Мне даже дали попробовать французского вина Не смотря на мой возраст Мой старший брат и я пошли по стопам отца и стали моряками В 1977 году я попадаю в командировку в Мозамбик в составе РПК-3 от Севастополя И там встретил еще одного друга отца Русака Анатолия Ипполитовича Он был там представителем МРХ в Мозамбике Неоднократно бывал у него дома Улетели мы домой в начале января 1978 года С Соляником к сожалению я не встретился
Последний раз мы встретились с ним случайно на улице в Севастополе Год не помню Он куда-то спешил Передал привет отцу и побежал дальше Об отце Родился в 1919 году Достойно прошел всю войну Дважды прыгал за линию фронта в Крым в !943 году И в Латвию в 1944-ом С 1947 года судовой механик на судах МРХ Заслуженный работник промышленности УССР Персональный пенсионер республиканского значения Умер и похронен в Севастополе в 1986 году С уважением Владимир
yuf-alexander@yandex.ru