Rambler's Top100



Хайтэк и хайтак.

  Хайтэк и хайтак.

Сейчас много говорится о том, что пропасть между богатыми и бедными все более расширяется, богатые становятся все богаче, а бедные все в большем количестве падают в эту пропасть и т. д.  Все это правда, но не вся, однако.

Почему-то никто и не вспоминает, что пропасть между образованными людьми и необразованными, между отличниками и троечникам, между умными и глупыми, между простыми людьми и высоколобыми умниками тоже все более расширяется и углубляется.  И в эту пропасть тоже падают многие, да так там и остаются. Отличники создали «хайтэк» (высокие технологии), и создан он, этот хайтэк, как нас уверяют, для нашего же  блага.  А троечники обслуживают этот хайтек, как могут, ну, а результаты вы сами видите.    

Вот, и эта, самая последняя, авиакатастрофа в Индонезии навеяла какие-то «несвоевременные мысли».  Я понимаю, что по законам жанра не положено что-либо говорить.  Надо скорбно поджать губы и с умным видом промолчать.  То есть, промолчи, может за умного сойдешь.  И потом, о мертвых лучше ничего не говорить,  да и прогресс не остановишь.  И все же рискну написать свое мнение,  хоть и  понимаю,  что мертвых этим не воскресить.  Но, «...это нужно не мертвым.  Это надо живым!»    

Моя специальность, морское судовождение, имеет что-то общее с работой штурмана или пилота самолета, хотя в авиации сложность работы во много раз выше, да, и последствия от плохо сделанной работы, тоже несоизмеримы.  Но мое мнение может помочь чисто сухопутным людям понять, что же там происходит, почему они так часто падают.  Тем более, что я вбсолютно не связан корпоративной этикой и могу говорить, что думаю.

Наша страна имеет свою историю показушных катастроф.  Вспомните падение довоенного многомоторного гиганта под названием «Максим Горький».  Тогда тоже напихали полный фюзеляж счастливых ударников труда вместе с их детьми.  Сотни человек.  Чтобы прокатить. Ну, и... Или катастрофу в Ле-Бурже...  И, вот, опять!  Родители всегда действуют так,  как будто они посадили своих  детей в тележку, чтобы пони прокатил их по зоопарку.  Или, как будто они никогда не слышали, что самолеты падают.  Закон всемирного тяготения пока никто  не отменял.  То, что взлетело вверх, оно должно упасть обратно на землю.  Или приземлиться. Самолеты, чаще, всего садятся без проблем.  Но, далеко не всегда.

Да, отличники создали хайтэк, а вот управляют этим хайтэком в повседневной жизни слабенькие троечники.  Получается по-разному.  Иногда пронесет, а иногда – нет.   А отличники в это время тоже не сидят без дела, они создают хайтэк нового поколения. Еще более надежный.  Вот, троечники и придумали похожее слово «хайтак», или «хай так».  По звучанию, выражение это украинского происхождения, но придумали его русские остроумцы, просто по созвучию, но удачно. 

А в свободном переводе на русский оно означает: - «Да, пропади оно все пропадом! Пусть все так и остается, до утра! Понапридумали черт-те-что, а мы тут ломай голову!  Розпрягайте, хлопци, конэй, та й лягайте спочывать!».  А можно сказать и короче, хайтак – это раздолбайство.  И важно здесь то, что понятие это международное, существует во всем мире, суть его одна и та же, хоть и звучит в разных языках по-разному. 

Теоретически  все придумано правильно, и падать оно, вроде бы, не должно.  Но, гладко было на бумаге, да забыли про овраги, то бишь, про тех, кто будет управлять этим хайтэком..  Вот хайтэк, вкупе с хайтаком, и заводят эти суперпуперлайнеры, не туда, куда надо, а вовсе наоборот!

Среднюю школу я заканчивал в 1954-м, тогда еще в школе чему-то учили.  А потом пошла брежневская эпоха, когда в школе из двух двоек выводили одну четверку.  Так боролись за высокую успеваемость.  А теперь уже и внуки тех, брежневских двоечников-хорошистов...  

В 90-х я занялся бизнесом, всвязи с чем пришлось много ездить на машине по дорогам Калининградской области.  И ученики сельских школ в то время меня часто просили подбросить после уроков от школы до родного поселка, или наоборот.  И так родился некий эксперимент.  Я говорил так: - «Ребята, я вас везу бесплатно, но прошу ответить мне только на один вопрос – что такое квадрат?».  Клянусь, что говорю чистую и ужасную правду. 

Опросил я примерно 200 школьников, и ни один, подчеркиваю, ни один не ответил на вопрос!  Были среди них  ученики и 10-го и 11-го классов.  А спрашивал я про квадрат только потому, что легче вопроса из курса школьной математики я просто не мог вспомнить.  Ну, эти школьники сейчас вполне взрослые, и справляются они с хайтеком так, как получится.  А хорошо получается далеко не всегда.  Только раз, помню, тогда не выдержал и спросил: -«А ваша учительнца математики, она знает,  что такое квадрат?».  Молчат, улыбаются...    

Последние 5 лет я работаю на судне, которое ходит между островами Карибского бассейна.  И экипажи набираются из местных.  Повторил на судне тот, давний, эксперимент.  Надо сказать, что здесь все дети тоже 10 лет ходят в школу, заканчивают сначала начальную, потом среднюю.  Вот и получается, что 10 лет у них проходят абсолютно впустую.  Ни читать, ни писать, ни считать!  

Так вот, любопытства ради, я иногда задаю моим молодым матросам один только вопрос – сколько весит литр воды?.  Или, для разнообразия,  сколько сантиметров в одном метре?  Опросил уже десятки выпускников средней школы, или, даже, выпускников каких-то колледжей и университетов.  И ни один, клянусь, ни один не ответил на этот простейший вопрос из курса школьной физики.  Хотя, сразу надо сказать, мобильными телефонами эти ребята управляют шустро, гораздо лучше меня.  Такие вот перекосы – базовых знаний ноль, а мобильник – как будто с ним и родились.  По четыре часа подряд от уха не отрывают.                           

Вспомним яркий и наглядный пример – Чернобыльскую АЭС.  Ну, создали эту АЭС высоколобые, для таких же высоколобых, которые, как предполагалось теоретически, будут управлять работой этой АЭС.  Ну, а управляли станцией обыкновенные троечники.  Пока не взорвалась.  Академик Александров у нас один, а станций много.

Когда взорвался Чернобыль, то в горах статей и книг «за» и «против»  остался неуслышанным одинокий голос здравомыслящего и возмущенного, и, вероятно, пострадавшего  нашего соотечественника. Он кричал, примерно, следующее: - «Да кто ж вам, сволочи, дал право решать за меня, жить мне, или умереть!?  Я хочу жить! 

Пусть при лучине, пусть при свечах, пусть я буду топить печку дровами, пуст мой туалет будет на улице, но я хочу быть живым!  Я хочу, чтоб жили мои дети и внуки, а вы, неизвестно по какому праву, лишаете меня и моих детей жизни!  Будьте вы прокляты!».  Ага, щас!  Ишь чего захотел!?  Жить захотел!  А как же прогресс?  А как же академические звания и закрытые спецраспределители?  А как же тысячи диссертаций?  А как же престиж первого в мире социалистического  государства?  А как же самая передовая в мире наука?

Вероятно, никто, кроме меня, уже и не помнит этот крик отчаяния.  Все готовы «ставить реактор под кроватью молодоженов».  Ну, и ставьте, на здоровье, под кроватью своих детей и внуков.  Других-то зачем гробить?  В общем, хайтек с человеком не уживаются на одной планете, они – враги, они ведут войну на уничтожение.  Правда, в этой войне гибнет пока только человек.  Хайтэк побеждает, хайтэк бодро шагает по дороге в будущее, напевает песенку и, походя, срывает цветочки на обочине – цветущие человеческие жизни. 

Считается, что так и должно быть, что «прогресс» не остановишь...  Но, вот, Андрей Вознесенский сказал так: - «Все прогрессы реакционны, если рушится человек!».  А вот самая свежая новость – в Иране казнили человека, который еще раньше прикончил самого высоколобого иранского физика-ядерщика.  А в России несколько лет назад загадочно погибли с десяток самых высоколобых ученых – авторов хайтэка.  Так что, и хайтэк несет военные потери, но несоизмеримо меньшие.

Поясню свою мысль на примерах. Вот один из них.  В 70-х годах сытые и благополучные  новозеландцы захотели чего-то остренького, а то все уже приелось.  Ну, хайтек тут-как-тут, предложил им полеты в Антарктиду на реактивных лайнерах.  Посмотреть сверху на айсберги и на пингвинов, как они разбегаются, испуганные ревом турбин суперлайнера. 

Лайнеры эти были оснащены по тогдашнему последнему стандарту хайтэка, напичканы компьютерами до такой степени, что пилотам-то и делать нечего, весь маршрут полета, курс, высота, углы разворотов, время – все забито в программах, программы загружены в компьютеры, «все хорошо, прекрасная Но тут вмешался хайтак, и в ноябре 1979-го, перед очередным полетом, кто-то случайно задел какую-то кнопку, или в компе что-то не так щелкнуло, и в результате этого одного злосчастного клика курс лайнера изменился и теперь он вел прямо к горе Эребус, что на острове Росса. 

Ну, пилоты свято верили, что хайтэк обеспечит им полную безопасность полета, слова «хайтак» они не знали, поэтому благополучно и врезались в гору Эребус.  Новая Зеландия – страна маленькая, горе задело всех, но, как известно, богатые тоже плачут.

Потом там было судебное расследование, пилотов оправдали, посмертно, виновных так и не нашли, ведь все делалось по инструкции, а 257 человек списали, как путевые расходы, затраченные на продвижение вперед технического прогресса.  Ну, а виноватой оказалась, очевидно, гора Эребус.  Здесь я хочу обратить внимание на такой факт: на лайнере были установлены и работали ровно 140 компов, повторяю, 140! компов, а еще сидели, но не работали, несколько пилотов.

На моем стареньком судне установлено несколько приборов, которые постоянно мне показывают положение судна с точностью до одного метра.  И я иногда проверяю - а туда ли ведут меня приборы?  Ну, на воздушном лайнере этих приборов в десятки раз больше, и показывают они место самолета с точностью, вероятно, до сантиметра.  Но во время многочасового полета экипаж, а их там было аж 20 человек, никто ни разу не поинтересовался – а куда мы, собственно, летим, и куда прилетим.  Вот вам «хай так» в новозеландском исполнении.      

Ну, украинцы, хоть и не они придумали понятие «хай так», но тоже успешно применяют его в своей работе. О Чернобыле я уже писал.  А вот еще случай.  Как-то несколько моих земляков, с огромными звездами на погонах Украинских ВВС,  что-то там ковыряли в прекрасной ракете, созданной еще советским хайтэком для сокрушения супостатов.  

Хотели посмотреть, куда она полетит.  Но тут вмешался украинский хайтак, кто-то опять задел не ту кнопку, в компе что-то не то щелкнуло, ракета полетела не туда, куда предполагалось, и воздушный лайнер, кажется, израильский, с сотнями человек на борту, рухнул в Черное море вместе с черными ящиками.  Такой, вот, черный юмор.  Ну, правда, надо отдать должное, извинились...  Это, уже, хайтак сработал на своей исторической родине.

Ну, вот, еще об одном событии расскажу, как и обещал, потому, что связано оно с качеством образования тех, кто обслуживает хайтэк по методу хайтак.  Случилось все это 23 июля 1983-го.  Самолет «Боинг-767»,  рейс № 143, летел из Монреаля в Оттаву.  Кстати, стоимость самолета – 40 миллионов долларов.  А сколько стоили пассажиры и экипаж, я не знаю, об этом не пишут.  Но, поскольку они сели в самолет, то, я думаю, свою жизнь они и в грош не ставили. 

В Монреале Боинг заправлялся топливом.  А перед этим Канада начала вводить метрическую систему мер (сантиметры вместо дюймов и т. д.), ну, то есть,  здравый смысл вместо идиотизма.  А простые люди, здесь, в Америке, и не только на Карибах, считают очень плохо,  десять прибавить к двадцати – задача трудная, и решается она только с калькулятором, и то не всегда, и вы можете себе представить, что подсчитать в данном случае количество необходимого топлива   задача эта оказалась абсолютно непосильной для обслуживающего персонала аэродрома. 

Галлоны, литры, футы, метры – ну кто в этом разберется?  Они, ведь, даже не знают, сколько весит литр воды!  Помучились они с калькуляторами и решили: –« хай так!». Дескать, электроный указатель уровня топлива покажет... Может быть...

Правда, второй пилот заметил, что заправщики мучаются с калькуляторами, и подсчитать количество необходимого топлива  не могут, но он твердо знал железное правило – задача экипажа лететь, а у других людей другие задачи, вот, пусть они их и решают.  А  электронные указатели уровня топлива в баках забарахлили еще перед вылетом, как им и положено.   И, вероятнее всего, второй пилот тоже не очень разбирался в этих интимных отношениях между литрами и галлонами,  он, видимо, просто не решился  влезать в эти  дебри, и подумал: «хай так!».  Так или иначе, но  самолет поднялся в воздух с пустыми топливными баками.  Вот вам «хай так» в канадском исполнении. 

Вскоре, двигатели, естественно, заглохли, самолет стал падать, но командир лайнера  как-то его выровнял и стал снижаться методом планирования, перед   приземлением два задних колеса удалось опустить и зафиксировать вручную, а переднее не опустилось, и самолет пропахал носом посадочную полосу на случайно подвернувшемся, заброшенном аэродроме в районе Виннипега, и остановился с хвостом, задранным вверх.  Как говорится, держи хвост пистолетом!  Пассажирам пришлось прыгать с большой высоты, но это уже мелочи.  

А спаслись только потому, что командир корабля в молодости летал на планерах и имел соответствующие навыки.  Но где ж набрать планеристов на все суперлайнеры?  Такой вот, хэппи-энд, командира и экипаж наградили, об их героизме писали все газеты, а о пустых топливных баках как-то промолчали.  Я, например, перед выходом в море всегда спрашиваю стармеха, сколько топлива на борту.  Хотя, конечно, остановка судна в море с пустыми танками – это, все-таки, не падение самолета с заглохшими двигателями.   Говорят  так:  героизм – это всегда чей-то «хай так».  В данном случае автором оказался один и тот же человек.    

Читатель вправе спросить: - «Ну, и что, автор пытается остановить технический прогресс!?».   Да, ну что вы!  Не приведи бог!  Как можно покушаться на святое!?   Людям было так тяжело жить, ну, просто, невыносимо.  Вот они и придумали хайтэк.  Ну и кто возьмет на себя смелость предложить людям опять думать собственной головой, как это было раньше!?   Хайтэк движется вперед уверенно, как танк Т-34.  Я только предлагаю читателям задуматься и не бросать своих детей под гусеницы этого танка, или в его же топливные баки.

Вспомните тот случай, с башкирскими детьми.  Некие доброхоты из Европы собрали деньги и предложили свозить отличников школ Уфы в Испанию на отдых.  Самолет забили под завязку.  И не только отличниками, но и просто детьми блатных родителей.  Ах, это сладкое слово «халява»!  Как же от нее отказаться!?  Несколько сот детей.  Что случилось потом  над Баденским озером, вы знаете.  Хотелось бы знать, хорошо ли спят после этого  те гуманитарии, что давали деньги на экскурсию, и те родители, что  яростно пихали своих детей в самолет.  Что им снится ночами?

Каждую неделю по несколько раз мы читаем в сети, что вот, мол, автобус с детьми – то он свалился в ущелье, то он  столкнулся, то их везли на отдых, то, наоборот, с отдыха...  То в Европе, то в Египте, то в России...    И, в то же время, читаем, о безграмотности школьников, о купленных оценках на экзаменах.  Так ведь, автобусы бьются, и самолеты падают,  и корабли тонут по вине вчерашних школьников, которым родители тоже в свое время купили аттестат зрелости.  

Мне кажется, ситуация вышла из-под нашего контроля.  И если ты даже захочешь жить без хайтэка, то никто тебе этого не позволит.  И сейчас получается, что наша жизнь зависит от одного щелчка только одного-единственного компа.  А если компов 140?  Уж очень все уязвимо, все висит на волоске.  Помните, в США что-то не так щелкнуло в компе, и пол-страны осталось без электричества.  Люди задыхались без воздуха в застрявших лифтах, в остановившихся поездах метро, и т.д.

Когда создавались компы, никто ведь не думал, что появятся хакеры, вирусы и т.д.  А сейчас, пожалуйста, сидит русский хакер, скажем, Вася, в своей деревне Хомутовке, и спокойно заходит в комп американского банка, снимает и переводит на свой счет любую, понравившуюся ему сумму в долларах.  И ничего!  Правда, в данном случае, как стало известно из прессы, ФБР Васю вычислило, выманили его в США, якобы, для консультаций, там и взяли.  Но тут наше правительство усмотрело покушение на престиж страны, пригрозили сократить поставки газа, ну, Васю и выпустили. 

И сидит он опять в Хомутовке, щелкает по клаве и ждет предложений подзаработать с помощью компа.  Вот, не могу понять – Вася не знает, что такое квадрат, а в банк американский  заходит уверенно, как в свой собственный нужник, что стоит у него во дворе.  Но тем не менее – это факт!  А европейские хакеры свободно заходят на комп Минобороны, допустим,  ФРГ, забавы ради повышают сержантов до звания полковника, полковников отправляют в командировки за три-девять земель, а генералам снижают оклады, или лейтенантам, наоборот, повышают. 

Я ничего не выдумал, все эти факты публиковались в прессе, а я только пересказываю то, что прочитал и запомнил.  Всвязи с такой уязвимостью хайтэка  я, например, абсолютно не уверен, что все те загадочные сбои в компе, которые оставили США без электричества, или  направили новозеландский лайнер в гору Эребус, не сделал  некий хакер,  ради прикола, или за умеренную плату, или по политическим своим предпочтениям.  И кто помешает этому хакеру так прикалываться и дальше?   

Конечно, я далек от мысли, что кто-то после прочтения этих строк задумается и сделает какие-то выводы.  Как летали, так и будут летать, только, разве что, еще больше.  На «отдых».  Все летят на «отдых»!  И где они только так перетрудились?  Но, дорогой читатель, если вы посадили своих детей в самолет и отправили на «отдых», то не надо потом бежать в Швейцарию и резать диспетчера.  Ибо, вся  система ненадежна и уязвима, и вы сами виноваты, что поверили в ее надежность, на себя и пеняйте. 

Если даже все диспетчеры все сделают правильно, то любая гора может оказаться не на том месте, или облачный слой окажется слишком толстым и высоким, или, наоборот, тонким, но низким, или топливо забудут залить, или командир посадит своего сына-подростка в пилотское кресло порулить  (факт из истории российского Аэрофлота), или одному из легионов  хакеров станет скучно и захочется поразвлечься, или другому хакеру  предложат подзаработать...  

Список этот бесконечен, а жизнь-то у нас одна. Не надо зря рисковать.  Берегите её, свою единственную и неповторимую  жизнь! 

18.05.12           Н.А.ТКАЧЕНКО, капитан       г. Джорджтаун.

     

                                                                  

                                               

 

 

 

 

 

 

                                       

                                                   

           

Комментарии к статье
  • Согласна с Вами полностью.Жить становится все труднее,ведь грамотных специалистов становится все меньше.Врачи,учителя,инженеры-их просто фактически нет.Иногда даже новости российского первого преподносятся до того безграмотно,не в смысле языка,а в смысле сути,что становится не смешно,а грустно.Я закончила школу позднее в 1971 г,понимаю,что и у нас были пробелы в знаниях,но то.что происходит сейчас-просто катастрофа.Я тоже как-то провела опрос детей 8-10 классов.Спросила,что такое натуральные числа.Не ответил никто.Самое страшное,что все понимают,что с образованием происходит неладное,но надежды на кардинальные изменения в этой области нет никакой!
Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:




















 

 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


Мы и общество...


В ТЕ ГОДЫ МЫ, ПОСМОТРЕВ.

ТЕ "ВЕСТИ" ВЕРИЛИ ВО СНЕ

      О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ


НАШИ ДНИ.  ДОЖИЛИ














ИНТЕРЕСНО


 

Ностальгия по СССР

Вспоминаем Советский Союз 












Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru