Rambler's Top100

Здоровый мозг

Здоровый мозг

Это - продолжение статьи  «Теория здорового тела».  Но, иметь здоровое тело –  еще недостаточно.  Орангутанг, скажем, тоже имеет здоровое тело.  Для человека, однако, надо иметь также здоровый мозг и здоровую душу.  Только в этом случае он будет полностью здоровым человеком и гармонично развитой личностью.   Надо не только увеличивать продолжительность жизни, но и улучшать ее качество.   

Чтобы иметь здоровый мозг, надо его интенсивно тренировать и хорошо кормить.  Так же, как и тело.  А еще точнее – тренировать и хорошо кормить надо весь организм, причем,  кормить его надо, как вы уже знаете, обильно и только после физической тренировки. Кормежка организма, она всегда одна и та же.

А вот тренировки тела, мозга и души, они, все-таки, разные.  Хотя, иногда, трудно различить, что мы в данный момент тренируем – тело, мозг или душу?  Например, когда мы отправляемся в пеший туристский поход, то мы тренируем одновременно тело (ходьба), тренируем мозг (узнаем новое по географии, истории данной местности, и т. д.),  а также тренируем душу (получаем удовольствие).  Три подарка в одной упаковке.         

Тренировки мозга. Что такое - тренировка мозга?  А это, почти, то же самое, что и тренировка тела.  Только, здесь, прежде всего, подразумевают интеллектуальные нагрузки -  чтение, самообразование, заучивание текста наизусть, решение задач-головоломок, игра в шахматы, и т. д.  Но, не только.  Список этот бесконечен.  Но, когда вы осваиваете, допустим, работу на домашнем токарном станке, то вы, одновременно, тренируете и свое тело, и свой мозг.  А когда вы выточили на этом станке детали, то вы натренировали и душу.  Помните Толстого?  Старый князь Болконский регулярно работал в своей столярной мастерской.

Напомню - при тренировках тела мышечные волокна рвутся от нагрузок.  Так в мышечной ткани освобождается место для зарождения новых, молодых волокон.  В результате - объем мышцы растет, ее сила и выносливость растет, и она после тренировки может выполнять больше работы, чем до того.  Так организм приспосабливается к новым, более трудным условиям жизни.

Удивительно, но при тренировках мозга там, в мозгу, происходят такие же процессы.  Вот цитата из статьи, которую я встретил на сайте «Правда. Ру»: - «Ученые из института Глэдстона (Калифорния) обнаружили, что естественный процесс мышления приводит к повреждениям ДНК.  Чем упорнее человек думает, тем интенсивнее повреждаются цепи ДНК.  Правда, на помощь приходит процесс репарации...

Так что, мышление можно сравнить с накачиванием мышц в спорте – там от физических нагрузок волокна рвутся, но после срастаются и крепнут... При запоминании нового материала  ДНК-цепочки повреждаются и восстанавливаются, и при этом активизируется синтез определенных белков, а это влияет на активность определенных генов».  Здесь последняя фраза самая важная – синтез белков и кормежка генов.

Рассмотрим пример.  Вот, например, в школе вас с трудом заставили выучить короткий стишок.  И, в результате этого, ваш мозг увеличился в размере, ваши интеллектуальные способности выросли.  И, самое главное, в результате этого в мозгу появился новый белок, который подкормил некий ген, отвечающий за ваше отношение к поэзии. 

Этот ген подкормился, увеличился в размере, он стал более сильным, выносливым, активным, он, постарается заставить вас учить новые стихи, он заставит вас познакомиться с поэзией Серебряного века, он подтолкнет вас к написанию собственных стихов; перед вами открылись горизонты новой, интересной жизни, насыщенной прекрасной поэзией.  Это ли не чудо!? 

А начинается это чудо с пустяка – с одного стихотворения, выученного наизусть.  Это - первый толчок.  Это - как запустить двигатель, крутнув его заводной рукояткой.  Двигатель  запустился, а потом он будет работать сам, только подливай топливо и масло.  И такой результат вы получите после любого интеллектуального усилия. 

Запоминание.  А вот, в процессе выучивания наизусть этого стиха, что там, в мозгу, происходит?  Напомню, нейрон вместе с митохондриями напоминает маленького спрута, или осьминога.  Нейрон - головка спрута, а митохондрии - щупальца.  В мозгу может быть до ста миллиардов нейронов, и каждый из них может иметь до тысячи митохондрий.

Так вот, если повторять любой текст, то головки задействованных при этом митохондрий утолщаются, расстояние между соседними головками уменьшается, и электрический сигнал через эти мотохондрии проскакивает в другой нейрон легче и быстрее, чем по другим путям. При дальнейшем повторении текста сигнал проскакивает от нейрона к нейрону еще быстрее, по уже знакомой, утоптанной тропинке, по новому мостику.  Так происходит запоминание текста наизусть.  Повторение – мать учения.

Голодный мозг.  Если некто не желает тренироваться физически и не желает питаться, допустим, ради красоты... Что будет в этом случае?  Отвечаю – это будет плохо, но недолго.  Без физических тренировок и адекватного питания мозг не работает, а хозяин этого мозга заболеет и умрет.  Для этого предусмотрено около тридцати тысяч болезней.  Все их рассмотреть мы здесь не можем, но некоторые, самые интересные, вполне доступны для анализа.  Например, болезнь Альцгеймера.  Кроме того, при голодающем мозге человек глупеет.  Вот цитата в тему.  

«С.КУДРЯШОВ:  А вообще, вы знаете, даже есть медицинские исследования. Когда врачи специально исследовали ментальность людей, которые долго находились в условиях голода. Человек теряет способность к адекватному восприятию действительности через какой-то период. И поэтому он не всегда отвечает за свои акции. Поэтому мы не можем предъявить какие-то претензии к людям, которых из голодных лагерей мобилизовывали на какие-то работы или что-то делали...».  Здесь речь идет о трагедии наших солдат в немецком плену.

Болезнь Альцгеймера.Все знают, что это такое, все этого страшно боятся, но никто не знает, от чего это происходит. Все неведомое страшит до ужаса.  Между тем, наш организм живет и умирает согласно простейшим законам, эволюция отобрала для нас все самое простое и эффективное.  Но даже это простое мы сначала усложняем, а потом - понять не можем.

 Альцгеймер описал эту болезнь еще в 1906-м году.  С тех пор ученые ищут вирус, вызывающий эту болезнь.  Время от времени что-то находят, все с облегчением вздыхают, но потом оказывается – не то.  Ну, не могут они открыть возбудителя болезни.  И неудивительно!  Потому, что никакого возбудителя там не было и нет.  Но они до сих пор ищут.

Иван Андреевич Крылов сказал о таких случаях: - «А ларчик просто открывался».  С болезнью Альцгеймера все просто, ну, проще некуда.  Как и все прочие тридцать тысяч болезней, это - болезнь гиподинамиков.  Но ученые, к сожалению, не читают интернет-журнал «Третий возраст».  Они не знают, что все болезни от гиподинамии.

У атлета мозг получает питательные вещества, и кровь уносит обратно все отходы.  У него мозг всегда накормлен и помыт, как грудной младенец у заботливой мамы. 

У гиподинамика, как вы уже знаете, все наоборот.  Сосуды суженны, кровь  по закрытым сосудам не поступает в мозг, нейроны голодают, начинают болеть, голодные митохондрии отмирают, согласно закону об экономии энергии, и засоряют мозг.  Естественно, мусор теперь не уносится.  Болезнь Альцгеймера - это болезнь замусоренного мозга.  Ну, если мозг превратился в помойку, то какой будет результат!?

Когда мозг забит мусором,  электроимпульсы не проскакивают между нейронами, потому, что нет митохондрий (электрокабели исчезли), и еще потому, что электростанции в нейронах остановились без топлива (уголь кончился, питание не поступает).  Так начинается старческое слабоумие, исчезает память.

Ну, и почему они уже сто лет не могут это сообразить!?  Думаю, однако, что специалисты эти - тоже гиподинамики, и у них мозг стал засоряться мусором еще до того, как они стали искать причину болезни Альцгеймера.  Пишут, что любой ученый достигает пика в своих исследованиях до 35 лет.  Так это ж потому, что у любого гиподинамика мозг начинает засоряться в 35 лет.  В том числе, и у доктора наук.   

А ученые, они же, почти все, гиподинамики, им некогда тренироваться физически, они спешат в свои 35 лет получить все свои степени и звания.  Если б они читали эту статью, то могли бы продуктивно работать и до 100 лет.  Вот, академик Павлов, он кое-что знал об этом, он регулярно ездил на велосипеде, поэтому и дожил до 90 лет, поэтому и стал ученым мирового уровня, поэтому и работал до последнего дня.   А академик Микулин, сначала типичный гиподинамик, в 50 лет получил тяжелейший инфаркт, чудом выжил, задумался, понял, начал тренироваться физически, и, благодаря этому, дожил до 90 и построил еще с десяток своих движков. Об академике Амосове вы уже знаете.  Прожил 89 лет. 

Но таких только трое.  А остальные, с болезнью Альцгеймера в собственном мозгу, они ищут средство против болезни Альцгеймера!  «Врачу: -исцелися сам!».  У любого гиподинамика в 35 лет начинается болезнь Альцгеймера.  Проявится она позже.  Когда?  А это зависит от его двигательной активности.   

Здоровый мозг в работе.  Теорию мы уже знаем.  А как на практике?  Для иллюстрации я расскажу, как все это происходит у меня.  Не потому, что я достиг каких-то значительных результатов.  Наоборот, мои способности и достижения весьма средние, но тем интереснее и полезнее это может быть для читателя.  Потому, что мои читатели – такие же середнячки.  Академики меня не читают.  Дебилы - тоже.  Впрочем, середнячки – тоже.

Как гены человека толкают его к тем или иным душевным интересам?  Как возникает тот импульс, который запускает определенный ген в работу, точно так же, как двигатель запускается от поворота заводной рукоятки? 

Я уже писал (см. статью «Рождение пассионария»), что в мои дошкольные годы у меня уже активно работали гены, отвечающие за тягу к пешим походам, и за стремление к познанию мира.  Ну, эти гены в душе расположены где-то рядом.  Потом, правда, заработали несколько других генов,  мы их и рассмотрим.  А остальные мы не можем даже упомянуть, их там, в душе, аж сто миллиардов.

Учеба в школе.  Учеба в школе, по первоначальному замыслу, и должна быть  главной тренировкой мозга.  В 1944-м я пошел в первый класс.  До школы я не умел читать, в нашей семье не было ни одной книги, ни одной газеты.  А теперь, впервые в жизни, в мои руки попала книга, которую я почти мог читать – «Букварь».  Правда, «Букварь» этот был выдан нам на пятерых первоклассников. 

«Букварь»  надо было передавать по очереди, из рук в руки.  Наши матери рьяно ругались, когда «Букварь» задерживался у кого-то дольше положенного, хотя, надо сказать, их дети из-за задержки «Букваря» не очень-то и расстраивались.  И, даже, совсем наоборот.  Я, однако, прочитал весь «Букварь» сразу, сначала мама помогала, потом я уже перечитывал несколько раз и без ее помощи.  Ведь, в моей душе уже работал ген, толкающий к познанию мира.  А Букварь для меня стал окошком во внешний мир.

Скоро я выучил «Букварь» наизусть, и в школе стал отличником.  Анна Павловна говорила в классе так: - «Ткаченко Мыкола урокы учыть, а Ткаченко Лэонид курэй щупае».  Речь шла обо мне и о моем ближайшем приятеле, звали его Люсик. Он, действтельно, каждое утро щупал кур, чтобы определить, какая из них с яйцом, чтобы не выпустить ее из сарая. 

А как же иначе!?  А вы бы как поступили?  Ведь, если курицу с яйцом утром выпустить гулять, то она «снесется» где-то в кустах!  Даже здесь несправедливость!  Если курица приносит яйца, то ее держат взаперти.  А без яйца – гуляй сколько хочешь!  Вероятно, поэтому и держат Ходорковского в лагере, вот уже десять лет.  Он начал, было, приносить России золотые яйца, потому и посадили.  А кто без яиц, пустые, пьяные, нищие, те и гуляют.

Что касается меня, то Анна Павловна ошибалась.  Уроки я никогда не учил.  Даже, и в 10-м классе.  Просто, когда я покупал очередной учебник, то тут же, не дойдя до дому, перечитывал его от корки до корки.  Не потому, что я хотел получить пятерку.  Пятерки шли ко мне сами, без всяких моих усилий.  Я хотел познать мир.  Гены толкали к этому.  Правда, так продолжалось только до 8-го класса, потом пошла геометрия с тригонометрией, бином Ньютона, ну и...  Таких генов у меня не оказалось.  Впрочем, школу я закончил без троек.  Причем, тогда оценки были настоящие, не то, что нынешние, липовые, из интернета.

Сухомлинский, когда начинал первый урок в первом классе, говорил так: - «Дети, какие же вы счастливые! Вы же ничего не знаете!». Правда, ученики Сухомлинского вскоре узнавали многое, и их счастье как-то быстро улетучивалось.  А я, вот, до сих пор счастлив.  Потому, что ничего не знаю.  А зачем пишешь? – спросит возмущенный читатель.  Так, ведь, древние римляне говорили: - «Docendodiscimus!» (Обучая, учимся!).  Может и я, обучая других,  чему-то научусь.  А пока - счастлив.

А все началось с «Букваря», он стал тем самым поворотом заводной рукоятки, двигатель запустился и процесс постоянного самообразования длится беспрерывно, вот, уже 70 лет.  Непрерывные тренировки мозга.  Я начал читать в 7 лет.  А вот, Пушкин, он в 4 года уже читал на французском.  Потому и стал Пушкиным.  Гены спят, их надо будить и кормить пораньше, на второй день после рождения.  Но, об этом – см часть 3.

Из тех пяти одноклассников, что учили букварь по очереди, четверо так и не закончили среднюю школу. Они были переростки.  Двое их них погибли в возрасте 20  лет.  Одного убили жена с тещей, а второй погиб на целине.  В той местности было полно ссыльных уголовников.  Такое было время, таковы были нравы, такова страна.

 Книги и чтение.  Чтение - прекрасная тренировка для мозга.  Сказано так – кто перестает читать, тот перестает мыслить.  В 1945-м в нашем городке начала работать районная детская библиотека.  Я записался, получил первую книжку.  Это была «Дюймовочка».  Книга была большого формата, но там было только пару листиков, и текст крупным шрифтом.  Вышел я за дверь, прочитал книжку за пять минут и вернулся обратно в библиотеку.  Это - как Фурманов пишет зашифрованное письмо Василию Ивановичу, в академию: – «Мы с Петькой зашли в магазин, купили дае книжки, тут же, за углом их и прочитали».

Попросил я поменять книгу.  А библиотекарша, ее звали Бэлла, она недавно вернулась из эвакуации, мне и говорит: - «Нет, так дело не пойдет.  Менять книгу можно только через день».  Стал я менять регулярно, через день, а однажды прочитанная книжка была довольно толстая, Бэлла потребовала пересказать содержание.  Я с удовольствием и подробно стал пересказывать, но она вскоре меня остановила.  Ее подозрения рассеялись.  

Вот, с того Букваря и с «Дюймовочки» и начались мои непрерывные тренировки мозга чтением. Вскоре я закончил 4 класса, и в детской библиотеке мне читать было нечего. 

Правда, была районная библиотека для взрослых, но туда записывали только 8-классников.  Тут мне опять повезло.  Приятель отца, дядя Коля Федоренко, повел меня в библиотеку для взрослых.  Там он сказал так: - «Этот мальчик  будет брать книги на мою карточку.  Под моей фамилией и под мою ответственность».  С тех пор я три года брал книги незаконно, под чужой фамилией.  Теперь вы поняли, откуда в стране пошла коррупция? 

Вскоре я уже имел свою личную библиотеку.  После 7-го класса я выносил на улицу два ящика с книгами, и соседские дети приходили и меняли книги.  Эта библиотека работала каждый вторник и четверг с 14.00 до 16.00.  Далее - только кратко и самое интересное. 

В  Исландии я покупал книги по весу.  Один кг книг стоил 5 крон.  В Гамбурге букинистический магазин непроданные книги выставлял на улицу, и все желающие могли брать их бесплатно.  В Дании порядок такой – если ты покупаешь одну книгу, то платишь 5 крон, а если 10, то за каждую платишь по одной кроне.  Я отобрал более ста книг и говорю продавцу – посчитай, сколько ты мне должен заплатить.  Он рассмеялся и довез мне все книги до судна на своей машине. 

В Мозамбике ликвидировали английский клуб с богатейшей библиотекой.  Освободившемуся от колониального ига народу не нужно было наследие проклятых колонизаторов.  Книги выбросили на улицу.  Там образовалась гора высотой в несколько метров.  Недалеко от дома, где я жил.  Утром должен был прийти грузовик и вывезти все на свалку.  Всю эту ночь, до утра,  я копался в этой куче.  Хорошо – хоть не завалило.

В Мозамбике были востребованы труды Брежнева, Маркса, Ленина...  Даже – маршала Гречко.  За один том Ленина мне в библиотеке Военно – морской базы комиссар  давал несколько старых томов из серии «История великих геграфических открытий», или многотомную историю Португалии, или –  «Открытие Бразилии», или – факсимильное издание судовых журналов Васко-да-Гама

Сейчас в моей библиотеке около десяти тысяч старых книг на иностранных языках.  Одних только многотомных энциклопедий с десяток.  А «Британника» есть даже в двух изданиях.  Меня как-то спросили – а ты можешь их прочесть?  Я ответил так – если я прочту, хотя бы, только названия всех этих книг, то уже выучу все эти языки.  А все начиналось с «Дюймовочки».  И когда закончится?  Ну, вместе с моей жизнью! 

Впрочем, книги эти мне уже обеспечили здоровье и счастье.  Даже, если учесть только их вес.  Пока довезешь из-за границы на самолете, в качестве ручной клади,  200 кг книг!..  Отличная физическая тренировка! 

Сейчас книг в интернете сколько хочешь и каких хочешь.  Один знакомый капитан, из Херсона, перекатал мне из своего компа более шести тысяч книг.  Одна другой интереснее! Его дочь ему услужила.  Где взять жизни, чтобы все это перечитать?  Надо продержаться подольше.

Иностранные языки.  Иностранный язык – это прекрасная страна, Терра Инкогнита, и вы как Ливингстон, стоите у входа в эту страну, догадываетесь, что там вас ждут чудные открытия, но боитесь туда вступить без путеводителя.  Не бойтесь!  Смелость города берет! 

Лучшая тренировка для мозга – читать книги на иностранных языках.  Правда, первая моя встреча с английским была неудачной.  Взаимной любви не получилось.  В 5-м классе за первую четверть я имел только одну тройку – по английскому.   Ну, там, в министерстве образования, сидят талантливые люди.  Они умеют привить ученику на всю жизнь ненависть к иностранному языку.

Польский язык.  В 1962-м  я выписал польский журнал «Може» (Море), стоил он 2,40 руб на год, и так для меня открылось окно в широкий, прекрасный, необъятный внешний мир.  До этого я на польском не читал, но оказалось, что там все просто.  Сверив изображение на фото с подписью под ним, ты начинаешь догадываться, что означает то или иное слово. 

Так вскоре стал я понимать польский текст, а один мой родственник, родившийся в Западной Белоруссии еще при Польше, подсказал, как произносятся некоторые буквы и буквосочетания.  Я так все усвоил, что даже получил первый приз в конкурсе, объявленном газетой «Тыгодник морски», по теме - морская история Польши. 

Английский язык. В 1970-м я стал работать в Пароходстве, мы ходили за границу, и мне понадобился английский.  Решил я подготовиться и сдать экзамен на 10%  доплаты.  Мелочь, но важен психологический фактор.  Я не хотел быть как все - безъязыким.  Судно стояло в ремонте, я закрылся в каюте и три недели учил английский.  Сделал карточки, на лицевой стороне писал фразу на английском, на обороте – на русском, охватил все временные формы, выучил наизусть все карточки  и сдал экзамен.  Это уже был успех.  Я поверил в свои силы.  Я понял, что кое-что могу.

Немецкий язык.  Окрыленный победой над английским, в 1972-м я поступил на Московские заочные  курсы «Ин-Яз», Б. Дорогомиловская, 27, на отделение немецкого языка.  Там я сдавал все экзамены на пятерки, но эти пятерки не стоили и двоек.  Все контрольные я писал, заглядыая в грамматику.  Немецкая грамматика мне давалась тяжелее всего, я приступал к ней много раз, но сейчас читаю любой текст без проблем.

Португальский язык.  В 1975-м  я опять стал работать на рыболовных судах, мы обучали африканцев ловить рыбу и строить светлое социалистическое будущее.  В масштабах государства – и то, и другое потом провалилось, а тогда мои личные дела пошли в гору.

Я уже писал. что покупал всякие книги, но, больше всего – словари и самоучители по языкам.  Как-то, в 60-х, я купил за 62 копейки старенький португальско-русский словарь  с грамматическим очерком в конце.  Словарь этот валялся у меня  без надобности лет десять.  Но вот, направляют меня в Гвинею - Бисау ловить рыбу, я вспомнил об этом словаре и взял его с собой на судно.  Пока мы шли туда, я уже мог немного читать и говорить. Когда пришли, я ежедневно практиковался в разговорной речи. 

Надо сказать, что Португалия Салазара была фашистским государством, дипломатических отношений с ней не было, переводчиков никто не готовил.  А после революции 1974-го года империя распалась, образовалось пять новых африканских португалоязычных государств, и все они вдруг стали нашими друзьями.. 

Тут и я возник кстати со своим португальским.  Вскоре меня направили в Мозамбик, переводчиком в Представительство Минрыбхоза СССР.  Работы было много, но и язык я освоил прилично.  Там же вскоре я окончил полугодичные курсы португальского языка при местном университете.  В свидетельстве стоит оценка «отлично».  Заслуженная.  Из 35 русских, поступивших на курсы, закончили только трое. 

Проработал я там четыре года. Любую свободную минуту я читал, даже при выходе на прогулку я на ходу учил диалоги, поэтому мой лексикон вскоре стал богат, удивлялись даже профессиональные переводчики.  А один моряк мне сказал: - «Когда я слышу, как ты с ними разговариваешь, то у меня мороз по коже». 

Испанский язык.  Когда в 1980-м я решил сдать португальский на 10% доплаты, то мне сказали - надо ехать в Ленинград, только там примут экзамен.  Мне ехать не хотелось, ну я и сдал в Калининграде испанский на эти же 10%.  А поскольку больше 20%  в одни руки не давали, то на этом я и успокоился.  

Мне бы хотелось, чтобы читатель меня понял правильно.  Я пишу только для того, чтобы помочь запустить ваши гены в работу.  Мне тяжело видеть, как пустые жизни уходят в небытие.  Время - единственная жертва, которая жестоко мстит своему убийце.

Сейчас я составляю русско - индоевропейский морской этимологический словарь.  Работаю с основными европейскими языками, в том числе, с латинским, древнегреческим и индоевропейским.  Составлю ли я этот словарь?  Сомневаюсь.  Но ведь, счастье не в триумфе, а в борьбе!  Прошу заметить – я не пишу, что владею этими  языками.  Я только работаю со словарями.  Как-то меня спросили – а вы сколько языков знаете в совершенстве?  Я ответил – ни одного!  Я даже русского не знаю в совершенстве!

Полезные советы. Наполеон говорил – человек, владеющий двумя языками, стоит двух. Меня всегда удивляло – почему люди боятся учить язык?  Между тем, ничего нет проще и легче.  В Англии любой трехлетния ребенок прекрасно говорит на английском. Немецкий - самый трудный, зато испанский и португальский - самые легкие. 

В одном отеле висит объявление: - «В нашем отеле говорят на всех языках мира».  Приезжий спрашивает: – «А кто у вас говорит на всех языках мира?» – «Как кто? – удивляется служащий отеля. – Проживающие, конечно!».   

Позволю себе дать некоторые полезные советы. Преподаватели вам таких советов не дадут, они учили язык в Вузе, из-под палки, а я – самостоятельно, и по любви.

Вам надо любить ту информацию, которую вы можете получить, читая книги на этих языках.  Если вам неинтересно читать книги на русском, то вы не станете читать их и на иностранном, а без чтения книг ничего не получится.  Я никогда не учил язык, я просто брал интересную книгу, неважно, на каком языке, и читал ее.  В любом языке есть половина слов, которые вы уже знаете. Поэтому, любой следующий язык осваивать в два раза легче, чем предыдущий.

 Вы, все-таки, приступили у изучению?  Самая грубая ошибка – заучивать имена существительные.  Учить надо фразы, причем наизусть.  Конечно, при заучивании фразы вы должны понимать, почему здесь применена та или иная форма глагола.  Самый продуктивный способ - учить,  допустим, немецкий, по учебнику, предназначенному, скажем, для англичан или французов. 

Лучше всего пользоваться многоязычными словарями.  Избегайте словари и учебники, изданные в России.  Они хороши, но не для вас.   Настоящий словарь - тот, который издан в стране, язык которой вы изучаете. Главное – не терять время попусту.  В автобусе, в электричке,  в любой очереди читайте, повторяйте фразы.  В вашем кармане всегда должны быть карточки с фразами.  Жизнь коротка, не расходуйте ее на пустые разговоры. Дорогу осилит идущий.

Как-то еду в автобусе в Калининград, вытащил свой блокнотик и тихонько, под нос, бубню немецкие фразы.  Рядом, у окна, молча сидит мужик средних лет.  Приехали, я выглянул в окно, и говорю тихонько, про себя, на русском: - «О! Дождь...».  Вдруг сосед мой аж подскочил в своем кресле, и с ненавистью, на весь автобус орет: - «Здесь не дойч!  Здесь Россия!».  Ну, с такими патриотами, боюсь, что будет «дойч».  И это - в лучшем случае, если повезет.

Итак, физические нагрузки, отличное питание и постоянная тренировка мозга обеспечат вам жизнь здоровую, долгую и счастливую.  Стоит попробовать - возможно, вам и не врут.  Окончание следует.  Следите за рекламой.

 

16.08.13     Николай ТКАЧЕНКО, капитан      Джорджтаун, Южная Америка.

Комментарии к статье
  • С курицей - просто БЛЕСК сравнение!!! За языки - низкий поклон!Любопытство всегда толкает прогресс.Николушка - сила ЖИЗНИ в каждом Вашем слове, как хорошо людям, что рядом с Вами!
Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:












        


Мы и общество...






«ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ» 
 

У нас третий возраст, ни много, ни мало.

А жизнь нередко других баловала…

И годы свои, мы, как видно, не спрячем:

При всех - веселимся, а внутренне – плачем…

 

Мы взрослые дяди, и взрослые тети.

И с детства, как видно, нас так воспитали,

Что все свои силы отдали работе,

Но вот о себе мы порой забывали…

 

А жизнь наступает, представьте, такая,

Которую, если серьезно, не ждали,

Когда-то мы бегали, не уставая,

Теперь меньше ходим, но больше устали...

 

Не замужем кто-то, не все и женаты,

Есть те, у кого подрастают внучата.

Так выпьем, ребята, так выпьем, девчата,

За возраст четвертый, а, может быть, пятый…

 

Нередко нам в жизни пришлось ошибаться,

Порою не в тех доводилось влюбляться.

Но сами себе мы боимся признаться,

Что жаждем любви, словно нам восемнадцать…

 
Феликс ГИНЗБУРГ    
 


Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru