Rambler's Top100

Здоровая душа

Здоровая душа

                                                        Общая теория здоровья. Часть 3.

Что такое –душа? Душа – это набор генов. А что такое – ген? Вот цитата из учебника: - «Ген - материальный носитель наследственности, находящийся в хромосомах клеточного ядра и участвующий в формировании признаков и свойств организма».

Бог создал человека и велел ему жить в популяции. И было запланировано, что популяция должна все время расти количественно и улучшаться качественно. В этом – залог устойчивости популяции и ее жизнеспособности. Популяция может быть здоровой только в том случае, если все ее члены будут здоровы.

Человек был сконструирован из трех частей – тело, мозг, душа. И здоровым человек может быть только тогда, когда и его тело, и его мозг, и душа здоровы. А чтобы человек был здоров, был предусмотрен механизм постоянных нагрузок - физических (тело), интеллектуальных (мозг), или эмоциональных (душа).

В результате этих нагрузок волокна\биохимические цепочки рвутся, появляются новые волокна, все это срастается, и мышца (мозг, ген) увеличивается в размере, становится сильнее, крепче, выносливее. Так организм всегда поддерживается в готовности выдержать те нагрузки, которым он подвергся в последний раз. Вот, этот разрыв волокон и их последующая репарация (восстановление) несомненно доказаны учеными в последнее время. В сети размещено много информации об этом.

Эта схема прошла отбор в течение многих тысячелетий эволюции, она наиболее простая и эффективная. Для нас самое главное – понять и запомнить, что все начинается с физических нагрузок. Движение – это жизнь. Гиподинамия - это смерть. Здесь цепочка событий начинается так: физическая нагрузка и после этого - питание организма.

Далее, питательные вещества\топливо, они же – химическое сырье для биохимических процессов, поступают в мышечную клетку, или в нейрон. С поступлением топлива и сырья в клетке начинаются биохимреакции, вырабатываются биохимсоединения, которые возбуждают определенные участки мозга и вызывают состояние эйфории. Часть топлива\сырья уходит на построение новых волокон.

Когда-то все это работало автоматически. Чтобы выжить, человеку надо было много двигаться в поисках пищи, для себя и для детей. Но в последние 200 лет человек построил машины, чтобы облегчить себе жизнь. Человек перестал двигаться. Человек, действительно, облегчил себе жизнь. Но, одновременно, он облегчил себе и смерть. Жизни без физических нагрузок не бывает.

Здесь важно понять, что и без пищи\топлива\химсырья жизни тоже не бывает. Голодный мозг не работает, мышление угасает. Голодные гены не работают, эмоции угасают.

Гены. Гены, по своему назначению, бывают разные. Есть гены, которые передают от родителей к потомству внешние признаки – рост, цвет глаз и волос, тембр голоса, и т.п. Есть гены, которые передают потомству основные черты национального характера, например, упрямство и упорство, которые, как все знают, свойственны украинцам. Или, трудолюбие, которым отличаются немцы.

Есть гены, которые передают врожденные инстинкты, например, слепая преданность и безусловное повиновение вождю. Это качество может быть единственным шансом для спасения популяции в трудное время, например, в случае нападения враждебного племени. Но, это же качество может породить такие уродливые явления, как гитлеризм и сталинизм.

Однако, основная масса генов наполняют душу разными душевными качествами в процессе воспитания. Причем, эти качества могут быть положительными (увлечение, скажем, музыкой, спортом, живописью); а могут быть и совсем плохими (склонность к преступности, лень, ложь и т. д.).

Наследование признаков. Ребенок рождается, допустим, с голубыми глазами. Этот признак он получил от одного из родителей, через определенный ген. Вот анекдот в тему. Сын пишет маме письмо из Африки: - «Мама, все кончилось благополучно. Дашенька родила, мальчик здоров, но только, когда он родился, у Дашеньки не было молока, и одна негритянка покормила его грудью, поэтому мальчик стал черненьким». Мама отвечает: - «Дениска, когда я тебя родила, то у меня тоже не было молока. И я тебя кормила коровьим. Но рога у тебя выросли только сейчас».

Воспитание. Воспитание ребенка и формирование его души, это - одно и то же. Все знают эти слова, но никто толком не понимает, что это такое. Многие считают, что воспитание, это - постоянно ему бубнить прописные истины, типа – веди себя хорошо, учи уроки, не веди себя плохо. Вроде бы, и правильно говорят, а он вырастает бандитом. Почему?

Дело в том, что мы воспитываем его не словами, а делами, собственным примером, воспитываем 24 часа в сутки - когда мы работаем, когда мы отсутствуем, когда мы дома, и, даже, когда мы спим. Вот юмористический монолог в тему: - «Они говорят - вы плохо влияете на своего ребенка. А как я могу на него влиять? Когда я прихожу домой, он еще спит. А когда я просыпаюсь, он еще в школе».

«Доктор, скажите, а когда надо начинать воспитывать ребенка? – А сколько ему? – Десять месяцев. – Ну, вы опоздали на десять месяцев». Доктор прав – воспитание начинается, когда плод еще в утробе. А уж после его рождения воспитание продолжается сразу, хоть, возможно, родители и не догадываются, что процесс пошел.

Ну, например, если вы его туго пеленаете, то так вы воспитываетеиз слабую, безвольную личность. Он, даже став взрослым, всегда будет ждать, чтобы жена его спеленала и дала в зубы соску. Но, вероятнее всего, он и не женится, если только мама не прикажет. Вот, маму он слушает. Я знал школьника, которого мама ежедневно водила за руку в школу доокончания одиннадцатого класса. Ее можно понять - он был у нее поздним и единственным ребенком. Но о воспитании мужчины, в данном случае, говорить не приходится.

Но, воспитывают, в основном, не родители. Воспитывает улица, подворотня, компания. Иногда – школа... То есть, окружающая обстановка. А иногда, воспитывают книги, кинофильмы, музеи, театры. Что рядом, то и воспитывает. А начинается воспитание с первоначального толчка, импульса. Так начинается тренировка определенного участка души.

Запуск гена в работу. Большинство людей считают, что все признаки и качества ребенку уже переданы генами, и, тут, уж, ничего не поделаешь. Гены, дескать, не меняются, надо только сидеть и ждать, что из него вырастет. Грубая ошибка!

Тренировки генов, формирование души и личности начинаются, повторяю, когда плод находится еще в утробе, продолжаются после рождения и длятся до самой смерти. Все это происходит иногда в результате осознанных действий его родителей, но, чаще, повторяю, под воздействием окружающих обстоятельств и случайных людей.

А начинается все с первого импульса, или толчка. Это – как запуск двигателя пусковой рукояткой. Крутанул рукоятку – двигатель завелся и машина поехала в определенном направлении. От этого первого толчка все и зависит- какой ген будет запущен в работу, туда и поедет машина, туда и пойдет человек. Может быть запущен, допустим, музыкальный ген, а может запуститься ген бандитизма. С кем поведешься, от того и наберешься. Рассмотрим примеры из жизни.

Раннее развитие. Масару Ибука, японец, в 1947-м основал и возглавил фирму «Сони». Он - один из тех, кто поднял Японию из руин и вывел ее на современный уровень. Но, он же - создатель мировой системы раннего развития детей. Вот примеры: трехлетние японские дети играют на скрипке и рояле; трехлетний бразильский ребенок читает и говорит на трех языках. Их воспитывали по системе Масару Ибука. Он создал в Японии музыкальую школу, куда принимают детей в возрасте одного - двух лет, и воспитанники этой школы занимают потом призовые места на международных музыкальных конкурсах.

Масару Ибука написал книгу под говорящим названием «После трех уже поздно». Книга эта была издана в России в 1991 году. Книга эта – о раннем развитии.

Пушкин, как известно, в четырехлетнем возрасте читал на французском, в доме его деда библиотека была полна французских книг. В лицее Пушкин имел прозвище – «Француз». А последние слова умирающего Пушкина были обращены к книгам. Он посмотрел на книжный шкаф и сказал: - «Прощайте, друзья!».

Академик Микулин в детстве жил в семье своего дяди – «отца русской авиации» Н. Е. Жуковского. Поэтому, естественно, он тоже связал свою жизнь с авиацией – он стал знаменитым конструктором авиационных двигателей.

«Ну, ладно – скажет читатель - не у всех есть дед, как у Пушкина, или дядя, как у Микулина!». А вот пример другого рода. В 70-х прочел я в газете интересную историю. После войны жил в Москве некий инженер-электрик. Обыкновенный 90-рублевый инженер, каких в СССР были миллионы. Сидел в каком-то жэке и жил серенькой московской жизнью. Потом, вдруг, он заинтересовался немецким поэтом Гёте. Что послужило импульсом, там, в газете, не писали. А для нас это – самое интересное.

Стал этот инженер на свою копеечную зарплату покупать книги, написанные поэтом, потом стал покупать книги о Гёте, потом - вещи эпохи Гёте, и так он стал в теме авторитетом мирового уровня. В те годы в Москве было много чего такого, и недорого. Естественно, инженер хорошо освоил немецкий язык. Музей Гёте в Веймаре узнал о нашем инженере, немцы завели с ним переписку, стали уточнять некоторые детали из жизни поэта, стали приглашать инженера в Веймар, он там читал лекции и консультировал по теме, ему стали хорошо платить, ну на этом рассказ в газете и заканчивается.

Счастье в любом возрасте. Я уважаю Масару Ибука. Но, вот это – «После трех уже поздно» - мне очень не нравится. Эта - как приговор «Десять лет без права переписки». Для высоких достижений, вероятно, да, надо начинать до трех лет. Но, жизнь так прекрасно устроена, что и в сто лет не поздно запустить в работу новый ген и стать счастливым. Пусть вы не станете чемпионом и лауреатом, но не от этого зависит уровень счастья! Счастье не в триумфе, а в борьбе!

На данном сайте размещен мой очерк под названием «Юность». Там я писал о том, что американец Сэмюэл Ульман еще в начале 20-го века опубликовал свое эссе, где призывал читателей строить свое счастье, невзирая на возраст. Вот, это мне очень нравится! Это мне по душе! Привожу цитату из эссе Ульмана. Лучше него не скажешь!

«Юность – это не период жизни; это – состояние души. Юность не в том, чтобы иметь розовые щеки, красные губы и легкие ноги. Это – вопрос воли; это – сила чувств; свежесть и глубина источников жизни.

Юность – это превосходство отваги темперамента над робостью потребностей; авантюрного порыва над любовью к комфорту. Такое поведение так же часто встречается в 60-летнем мужчине, как и в 20-летнем юноше. Никто не стареет в строгом соответствии с количеством прожитых лет. Мы стареем, когда уходим от наших идеалов.

Годы могут покрыть морщинами лицо, но когда исчезает энтузиазм, то морщинами покрывается душа. Заботы, страх, отсутствие веры в себя сжимают сердце и опустошают душу.

И в 60 лет, как и в 16, в каждом человеческом сердце пульсирует жажда чудесного, постоянное детское стремление к будущему, и радость, присущая игре жизни. В сердце, твоем и моем, находится некая радиостанция. Пока она получает послания красоты,

надежды, радости, мужества и силы, как от людей, так и от Вечности, ты будешь оставаться молодым.

Когда же антенны опущены, когда растет уровень цинизма, когда лед пессимизма покрывает душу, в таком случае ты действительно состарился, хоть и имеешь всего лишь 20 лет. Но если твои антенны устремлены вверх, готовые уловить волны оптимизма, существует надежда, что ты никогда не состаришься, и ты умрешь молодым, даже если тебе к тому времени будет уже 80 лет».

Хорошо сказано, только неясно, а что надо делать, чтобы антенны души всегда были направлены в нужную сторону. Но, мы-то с вами теперь знаем, что антенны эти разворачиватся под влиянием физических нагрузок. Так вырабатывается энергия для электродвигателей, которые разворачивают антенны. В начале 20-го века люди видели, что антенны разворачиваются, но они не знали, какие силы их разворачивают.

Есть такое выражение – «Орлиная старость». В своем очерке «Юность» я привел список удивительных людей, которые и в 80, и в 100 лет счастливы, и добиваются впечатляющих успехов. У таких людей орлиная старость!

Вот одна из них – француженка Жанна Либерман. Кстати, жена талантливого пианиста Рубена Либермана, он родился в Одессе – инкубаторе талантов. Вот, кстати, иллюстрации в нашу тему – Багрицкий, Ильф и Петров, Катаев, Паустовский и Бабель... Талант, он передается от человека к человеку, как гонконгский грипп.

В 60 –летнем возрасте Жанна начала заниматься карате, к 80-ти завоевала все пояса, какие там, в карате, а также в джиу-джитсу и в кунг-фу существуют, и в 90 побеждала на соревнованиях. При собственном весе в 48 кг она неуловимым движением швыряла наземь 100-килограммовых 20-летних амбалов.

В том списке есть и такие, кто после 100 продолжает прыгать с парашютом. Совсем недавно 80-летний японец взошел на Эверест без посторонней помощи. И задача любого из нас – хоть немножко подражать, хоть чуть-чуть приблизиться к таким людям. Бог дал всем нам равные возможности. Не проспите! Не упустите свой шанс! Жизнь не повторится!

Итак, теория, более-менее, ясна. А как все это играет на практике? Рассмотрим это на примере одного среднего, во всех отношениях, человека, которого я хорошо знаю.

Ген путешественника. Я уже писал (см. очерк «Рождение пассионария»), что в 5-месячном возрасте на руках у мамы я совершил путешествие в Кривой Рог и в Днепропетровск. Сейчас я понимаю, что тогда получил первый импульс мой ген путешественника. Я ощутил огромность и красоту мира, а потом пришло и желание его увидеть.

Следующим импульсом была моя первая коллекция пустых сигаретных коробочек, которые мне подарил мой приятель Мося Мудрицкий в 1941-м, когда мне было 4 года. Сигареты были выкурены немецкими солдатами, а пустые красивые коробочки были выброшены и так попали ко мне.

Сделанные из белого глянцевого картона, с золотыми, серебряными и цветными надписями, это были первые произведения изобразительного искусства, которые попали в мои руки. До этого я не видел даже клочка газеты. Взрослые мне рассказали, в какой стране была сделана та или иная коробочка, а были они, в основном, из Болгарии, Франции и Германии. Ну, разве мог мой ген путешественника остаться равнодушным к такой красоте? Он и получил дополнительный импульс. Это – как нажать на педаль газа едущего автомобиля.

А вот, еще один импульс к этому гену. В 1942-м соседям стали приходить открытки от наших девушек, угнанных на работу в Германию. Это были красивые, цветные открытки, поздравления с Рождеством или Пасхой; иногда это были сельские пейзажи, там были изображены длинные одноэтажные дома из красного кирпича, под красной черепичной крышей.

Если это был летний пейзаж, то эти коттеджи утопали в цветах; это были, в основном, розы и мальвы. Если это был зимний пейзаж, то все это напоминало ягоды клубники, рассыпанные на снегу. Естественно, я был восхищен. Казалось бы, ну что там особенного? Кусочек картона...

Но, вот, художник вложил свою душевную энергию в рисунок, ко мне открытка попала уже насыщенная энергией, а потом эта энергия перешла в мою душу. Так возник очередной импульс. Мне сказали, что открытки приходят из Восточной Пруссии. Название страны звучало необычно и осталось в душе, как мечта. Конечно, я знал, что идет война, но, это где-то далеко, мне было 5 лет, и у меня тогда были дела поважнее, поинтереснее.

Перед окончанием Мореходки нас спросили - кто куда хочет получить направление. Естественно, я попросился в Калининград. И вот, уже 55 лет я прожил в Калининградской области, и сейчас моя коллекция старых открыток со всего мира состоит из 20 тысяч штук. А моя коллекция книг о Восточной Пруссии состоит из, приблизительно, 300 томов, правда, это, в основном, ксерокопии, которые я сам переснимал со старых книг долгими зимними ночами.

Некто сказал так: - «Мечты обязательно сбываются. А если не сбылось, то это была не мечта, а – так себе». Ну, моя мечта о путешествиях сбылась, ген путешественника работал всю мою жизнь и работает до сих пор. Конечно, не везде побывал. Хотя, еще не вечер!

Музыкальный ген. В 1940-м в моем распоряжении был патефон и одна пластинка. На одной стороне пластинки была песня «Жил отважный капитан». Я эту песню выучил наизусть. К моему деду заходили гости, они просили – Коля, спой про капитана. И я самозабвенно, громко пел: - «Капитан, капитан улыбнитесь!». Мужики укатывались со смеху. Я еще, помню, удивлялся – и чего они так хохочут!? И только когда я вырос, мне

рассказали, в чем было дело. Мне было 3 года, звук «Л» мне давался плохо, и вместо «Л» я выговаривал звук «Й».

Тогда мой музыкальный ген получил первый импульс, потом, на учебном судне «Адмирал Макаров», целыми днями из палубного динамика звучала прекрасная музыка. Чаще всего – «Бэсамэмучо!». Это были дополнительные импульсы, ну, это - как будто водитель периодически нажимает на педаль газа. А сейчас, на моем компе тысячи песен, скачанных из сети. И все они сопровождаются соответствующим видеорядом.

Довоенные песни сопровождаются старыми открытками, фотографиями, кадрами старой кинохроники. Многие тысячи открыток на компе! И я иногда думаю: - «Господи, за что ж ты меня так наградил? Я, ведь, не заслужил такого счастья!». Разговаривал я как-то по телефону с моим соучеником по мореходке. Спрашиваю его: – «А у тебя комп есть?». Отвечает: – «Нет. А зачем?». Я ему сказал так: - «Ты сам себя обворовал. Ты украл у себя свою собственную счастливую жизнь!».

Ген физической активности. Пишут, что у нас сейчас 70 процентов населения – это городское население. Пишут, что 96 % городских школьников заканчивают школу с патологиями, а 25 % из них нуждаются в помощи психиатра. Несчастные!..

В 1951-м, когда мне было 14, я гостил в Киеве, у родственников. Помню: двор-колодец, посреди двора единственное чахлое дерево, а под ним на столе игра, называется, кажется, «пинг-понг». Ну, там шарик надо загнать в лунку. Сидят они, гоняют шарик, я посмотрел и думаю: - «Как зэки в Лукьяновской тюрьме». И остро захотелось домой, на простор, на воздух, подальше от этой тюрьмы.

Как-то встретил старого знакомого. В Гвинее-Бисау он был стармехом, а я был старпомом. Он мне и говорит: - «Ты помнишь, как ты бегал по пирсу? Мы сидим на палубе и наблюдаем. Ты бежишь, а Бим - за тобой. Делает вид, что хочет укусить за пятку. Потом он падает на пирс, язык высунул, и не может отдышаться. А ты все продолжаешь бегать». Да, Бим, и то понимал, что надо бегать. Где они сейчас, те мои коллеги, что сидели тогда на палубе и наблюдали, как мы с Бимом бегаем? Все куда-то вскоре исчезли. А я тогда бегал по 40 км за один выход, и это – в тропиках!

Ген любви к цветам. Выше я писал о красивых открытках с нарисованными цветами. Каждое лето, в августе, мы, дети, носили в церковь букеты цветов, там их «святили» водой. В основном это были бархатцы, на украинском - чернобрывци. И этот особый, незабываемый, пряный запах бархотцев! «Я из моего детства!» - сказал Сент- Экзюпери. Я – тоже!

В 80-х мое судно работало в Анголе, и на верхнем мостике я оборудовал цветник. Там было с десяток металлических бочек, разрезанных на две части, плодородную землю привозили на УАЗиках, на которых приезжали к нам в гости наши военные советники. Удобрял рыбной мукой, ежедневно поливал, цветы и кусты росли быстро и цвели обильно, и я провел многие счастливые часы в этом густом садике, где под тентом читал и слушал музыку. А когда швартовались к плавбазе, то все женщины плавбазы прибегали любоваться цветами, и я каждой передавал через борт красивую розу. Как-то посчитал - у меня было около 60 видов цветов и кустарников.

И каждое лето, в моем садике, на окраине Пионерска, обильно цветут мальвы, и розы, и бархатцы. Сорвал листочек, растер в руках, и этот терпкий, пьянящий незабываемый аромат! А осенью, когда прихватит морозец, листья на грушах становятся разноцветными и, как будто, лакированными, а листья кленов полыхают ярким пламенем и роняют семена, похожие на вертолетные винты, а зимой зеленые длинные ветви плюща покрыты снегом, и от этого кажутся еще прекраснее. Счастье, оно острое, терпкое и пряное, как аромат бархатцев.

Умные живут дольше. Лет 40 назад в «Науке и жизни» я прочитал такое сообщение - англичане проследили судьбу выпускников Кембриджа, и выяснилась удивительная вещь. Те, кто в университете был, условно говоря, мыслителями, жили намного дольше, чем те, кто во время учебы был заметным спортсменом. Меня тогда это очень удивило. А сейчас в сети полно статей, которые называются, примерно, так – «Умные живут дольше». Почему так?

Здесь, очевидно, такая логика – мыслящий человек много знает, он может передать свои знания следующему поколению, а это выгодно для популяции. Тогда, в доисторические времена, книг не было, единственной возможностью передачи жизненного опыта было только устное общение, вот, Всевышний и заложил программу, чтобы умные жили дольше. Кстати, у нас, на Севере сказительницы тоже отличались завидным долголетием.

Кроме того, сейчас в сети много пишут о том, что счастливые тоже живут дольше. Ну, счастливый человек – это тот, кто живет в согласии с десятью заповедями Нагорной проповеди. Собственно, вся Нагорная проповедь – это программа для долгой и счастливой жизни. Там предусмотрены и физические тренировки (трудись в поте лица своего), и правила для строительства счастливой души (не убий, не укради, не ври...).

Подведем итоги. Любой человек может жить здоровым, долго и счастливо. «Человек рожден для счастья, как птица для полета!». А начинать счастливую жизнь надо с физических нагрузок. Других путей и способов нет, никогда не было, и никогда не будет.

А вот стихотворение Максимилиана Волошина: - «Будь быстр, как ветр! Неутомим, как море! И мудростью наполнен, как земля! Люби далекий парус корабля, и песню волн, шумящих на просторе! Весь опыт жизни, всех веков и рас, в тебе одном, всегда, теперь, сейчас!». Вот, в нескольких строчках вся программа долгой и счастливой жизни. Как же, все таки, легко и просто быть счастливым! Будьте, однако, и вы счастливы!

24.08.13   Николай ТКАЧЕНКО, капитан      Джорджтаун, Южная Америка

Комментарии к статье

  • Ваши статьи читаются на одном дыхании! и Вы будьте счастливы!Я уже ныряю с бортика вниз головой.Если не растрясу мозги может тоже 100 лет проживу))))))

Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:












        


Мы и общество...

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru