Rambler's Top100



Какими были первые московские пассажи. Уникальные факты столичной жизни.

Какими были  первые московские пассажи. Уникальные факты столичной жизни.

Увлеченно рассматривая и примеряя понравившиеся вещи, делая покупки в ГУМе или ЦУМе, многие не подозревают, что и сто с лишним лет назад в них размещались дорогие и не менее шикарные магазины, а их владельцы, не прикладывая к тому больших усилий процветали. Вообще, Москва середины XIX века была яркой и неповторимой, она богатела и быстро развиваться, торговля поражала многоликостью.

Причудливая мозаика слагалась из товарных бирж, модных магазинов, открытых лавок, базаров и многочисленных уличных разносчиков. Старые магазины уже не соответствовали потребностям разбогатевших москвичей, поэтому в это время в Москве начали появляться торговые пассажи, ставшие отличительной чертой капиталистической эпохи.

Первый в Москве и в России пассаж открылся на Кузнецком мосту, рядом с Малым театром, в 1842 году. По фамилии владельца москвичи называли его Голицынской галереей. Здание было построено по проекту главного архитектора столицы М.Быковского. Голицынский пассаж представлял собой нечто вроде богатого торжища с театром и у многих вызывал ассоциации с парижским Пале-Роялем. Для привлечения богатой публики в большом зале устраивались концерты, в верхних этажах размещались анатомический театр и кабинет восковых фигур, действовал с успехом механический театр, наконец, был подиум, где демонстрировали моды, а в подвальном помещении, так называемом тоннеле, действовали рестораны, где можно было отведать блюда русской кухни.

Голицынский пассаж быстро завоевал славу и стал модным местом прогулок и светских встреч, почти потеряв значение делового центра, какое должен был иметь по замыслу градостроителей. Гостившие в Москве иностранцы отмечали, что Голицынские галереи сильно отличаются от европейских пассажей, что, конечно, льстило самолюбию создателей, которые не копировали, а скорее, талантливо интерпретировали западные идеи.

Как тип здания пассаж появился в Европе, навсегда закрепив за ней интеллектуальную собственность на блестящую коммерческую идею. Он повторил извилистые и тесные улочки старинного Лиона, Берлина или, скажем, Лондона. Композицию составили крытые галереи, внутри которых в два яруса располагались торговые помещения.
Московское строительство пассажей в центре Москвы началось в 70-е годы. В 1874 году состоятельные купцы из старого гостиного двора на Красной площади переехали в благоустроенные "Теплые ряды" А.Пороховщикова. В 1878 году открылся великолепный магазин на Петровке.

Строительство пассажей велось и на элегантнейшем Кузнецком мосту: вплоть до 1918 года они занимали первое место в столичной "индустрии раскоши". Еще со времен французской революции здесь обосновались иностранцы, чьими именами пестрели вывески. В памяти современника запечатлелось, как "по широким тротуарам снует оживленная толпа, великолепные витрины блистают, поражая красотой своих выставок, мимо них то и дело проносятся изящные экипажи и автомобили, увозя дам с коробками из дорогих магазинов. К примеру, "И. и Д.Дацнаро", который был известен столичному бомонду продажей художественных изделий, или славившегося альбомами и красками для рисования "Аванцо и К*". Здесь продавали лучшие в Москве атлас и парчу, шляпки и перчатки, кружева и вышивки. Во второй половине XIX века, построив пассажи и потеснив иностранцев, на Кузнецком обосновались русские купцы. Говоря современным языком, введение новой формы торговли существенно отразилось на переделе влияния на локальном рынке.

Выдающимся не только в масштабах России, но и Западной Европы стало здание ГУМа. В 1888 году для его строительства было учреждено акционерное "Общество Верхних торговых рядов на Красной площади". Примечательно, что акции на сумму свыше девяти миллионов рублей распространялись только среди русских, притом подданых христианского вероисповедания. По мнению акционеров, "Красная площадь, имеющая столь высокое национальное, историческое значение и находящаяся у самых стен Кремля - православной святыни, составляла вечное достояние русских людей".

На Всероссиском конкурсе на лучший проект здания, победил архитектор А.Померанцев: учитывая близость пассажа к историческим памятникам, он предложил "русский стиль" решения фасадов. Огромные окна и витрины в нижнем ярусе напоминали традиционные аркады царских палат.

Новый магазин размерами и планировкой походил на городской квартал, его площадь составляла 24439,5 кв.м, в том числе морговых помещений - 19019 кв.м. На трех этажах располагались более тысячи магазинов. В продаже имелись практически все группы промышленных и, частично, продовольственных товаров.

В корпусе также были устроены три больших зала, которые не имели торгового назначения, а были местом встреч, прогулок, вернисажей и других светстских мероприятий. К примеру, в мае 1891 года некий Г.Брокар, имевший богатую коллекцию картин, редких книг и антиквариата, выставил их в залах для обозрения. В 1892 году здесь же состоялась фотовыставка, организованная Московский обществом распространения технических знаний, а с 1895 года стали проводиться музыкальные вечера.

В конце века пассаж на Красной площади превосходил конкурентов технической оснащенностью: он имел центральное отопление, автономную электростанцию, девять грузовых лифтов для транспортировки товаров в верхние этажи магазина.

Арендная плата помещений первого этажа равнялась 200 руб. за одну квадратную сажень (1 кв. сажень=4,55 кв.м), второго этажа 150 руб., третьего и подвального - 50 руб. Срок аренды первоначально составлял минимум три года, затем он был увеличен до шести лет. Чистая прибыль от сдачи помещений в аренду в 1913 г. составляла 586 тыс.руб., а дивиденд на основной капитал - 4%.

Причем места в Верхних рядах сдавались лишь наиболее известным фирмам, которые торговали как в России, так и за границей: как считали владельцы, "они служили центром, притягивающим к себе менее крупные предприятия". Истинные масштабы бизнеса в Верхних рядах можно представить, зная, что только торговцы шелком и парчой братья Сапожниковы снимали 32 отдела на втором и третьем этажах, ежегодно выплачивая за аренду 18 тыс.руб. Именно они одними из первых оборудовали салон, получивший позже наименование "шоу-рум", давая покупателю возможность в комфортной обстановке увидеть многообразие предлагаемых тканей и получить квалифицированную консультацию, что в последствии назвали персональными продажами.

Маркетингова стратегия начала века значительно отличалась от современной. Считалось, к примеру, что для процветания дела необходимо иметь широкий ассортимент - от очень дешевых до баснословно дорогих товаров. Поэтому в Верхних рядах можно было встретить и барина, и Денщика. Известная парфюмерная фирма "Брокар" предлагала покупателям изящно упакованные "образцовые коробки" стоимостью всего в 1 рубль и, в то же время, дорогие духи, такие, как "Мое желание" по 60 рублей за флакон, что было целым состоянием.

Из кондиреров в Верхних рядах особой попурярностью пользовались "А.Абрикосов и сыновья". За высокое качество товаров фирма в 1882 году была удостоена права изображать государственный герб на упаковке.

Для привлечения большого числа покупателей в магазине были открыты отделение Международного московского банка, граверная и ювелирная мастерские, парикмахерская, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение и ресторан.

Второй по величине пассаж в Москве принадлежал товариществу "Мюр и Мерилиз", он был возведен в Москве в 1909 году напртив Большого театра. В настоящее время здание занимает ЦУМ.

В нем располагалось 80 отделов, в которых торговали галантереей, мануфактурой, мехами, ювелирными изделиями, обувью и конфекцией - готовым платьем, что для московских пассажей было новым и необычным До этих пор одежду принято было заказывать у портных.

Владельцы пользовались передовыми в начале века методами торговли. Например, открыли справочную службу, постоянным клиентам на дом высылались прейскуранты с номенклатурой товаров и цен, которые печатались в собственной типографии товарищества, специально оборудованной для этих целей. У магазина была собственная мебельная фабрика.

Богатая московская публика приезжала в "Мюр и Мерелиз", здесь модно было назначать свидания. В галереях было два (единственных в Москве) пассажирских лифта, ресторан и кафетерий.

В начале ХХ в. акционерный капитал товарищества составлял 3 млн.руб., прибыль превосходила 1 млн.руб., а дивиденд на основной капитал превышал 15%. Эта одна из самых процветающих в стране фирм магазинной торговли, имевшая 43 отделения по всей стране.

неопределенных

 

 (699x508, 164Kb)
в

 

Мюр и Мерилизъ - Мосторг - ЦУМ (29 фотографий), photo:9
 

*   *   *

Формы торговли в столице в наше время изменились. По примеру западных стран в городах стали активно организовываться магазины секонд хенд. Можно выбрать недорого что-то для семьи из обширного ассортимента. Разнообразный секонд хенд оптом москва предлагает своим покупателям. И нередко даже весьма модную одежду приобретают в этих торговых предприятиях люди разного возраста. 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:




















 

 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


Мы и общество...


В ТЕ ГОДЫ МЫ, ПОСМОТРЕВ.

ТЕ "ВЕСТИ" ВЕРИЛИ ВО СНЕ

      О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ


НАШИ ДНИ.  ДОЖИЛИ














ИНТЕРЕСНО


 

Ностальгия по СССР

Вспоминаем Советский Союз 












Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru