Rambler's Top100

"Третий возраст: Старшее поколение в современной информационной среде"

В работе этой Всероссийской междисциплинарной конференции, состоявшейся в Москве, приняли участие научные сотрудники и преподаватели Современной гуманитарной академии, Института мозга человека РАН, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, Института биохимической физики РАН, Геронтологического общества и другие.

Благодаря телемосту с Новосибирском в работе конференции в режиме реального времени участвовали представители НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН, Сибирской федерации "Ёшинкан Айкидо", Новосибирского центра социальной адаптации и переподготовки кадров. В ходе конференции был рассмотрен широкий круг научных и практических проблем адаптации старшего поколения к современной информационной среде, в том числе конкретные примеры работы университетов "Третьего возраста".  

Конференцию открыло телевизионное приветствие академика Н.П. Бехтеревой, в котором было подчеркнуто, что Современная гуманитарная академия проводит важные для развития непрерывного образования исследования. В течение жизни действительно происходит изменение когнитивных функций мозга, однако процесс этот нельзя рассматривать как неизбежные потери. Мозг обладает скрытыми резервами, которые начинают действовать в условиях сверхзадачи. При этом умственную активность можно считать одним из главных секретов долголетия.

Доклад ведущего научного сотрудника Института мозга человека РАН С.Г. Данько был посвящен современным исследованиям в области возрастной физиологии мозга, которые доказывают, что сохранение полноценных когнитивных функций в течение всей жизни вполне реально.Старший научный сотрудник НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН кандидат биологических наук О.М. Базанова в своем выступлении рассказала о механизмах регуляции оптимального функционального состояния, необходимого для сохранения физических и умственных ресурсов в течение жизни.

 Для этого предлагается использовать тренинги сенсомоторной интеграции. В качестве иллюстрации младший научный сотрудник НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН Е.М. Мерная рассказала об оздоровительных эффектах занятий музыкой, привела примеры высокого исполнительского мастерства музыкантов преклонного возраста.

Об опыте тренинга оптимального психомоторного функционирования в группах пожилых рассказал тренер Сибирской федерации "Ёшинкан Айкидо" А.Ш. Подойников. В докладе доктора биологических наук, профессора А.Т. Терехина была представлена нейросетевая модель старения мозга, которая показывает, что одним из последствий деструктивных, на первый взгляд, возрастных нейрофизиологических изменений мозга должно быть приобретение им качественно новых ценных когнитивных способностей.

 Ученый секретарь Московского отделения Геронтологического общества РАН кандидат биологических наук А.В. Халявкин остановился на проблеме моделирования процесса старения. Третий возраст был представлен как категория не хронологическая, а биологическая. На основе модельного подхода были получены убедительные доказательства возможности полноценного долголетия.

Ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения доктор экономических наук В.Г. Доброхлеб представила демографический и экономический аспект проблемы старшего поколения. Пожилые люди, при условии сохранения и поддержания их потенциала, могут оставаться участниками социально-экономических процессов модернизации страны. Но для этого необходима разработка национальной стратегии непрерывного образования "через всю жизнь". Вторая часть конференции была посвящена практическим вопросам обучения людей старших возрастных групп.

В своем докладе доктор педагогических наук, профессор М.Т. Громкова рассказала о принципах андрагогики - науки об образовании взрослых, об особенностях построения образовательной среды, гарантирующей успешное усвоение знаний в третьем возрасте.

Кандидат технических наук О.М. Корчажкина рассказала о профессиональной адаптации педагогов старшего поколения к работе в условиях информатизации, подчеркнув, что обучение старшего поколения новым информационным технологиям должно стать одним из приоритетных направлений национального проекта "Образование".

Опытом организации Информационно-образовательного центра для пожилых в Академгородке г. Новосибирска поделилась руководитель центра С.В. Чубченко. Центр был организован в рамках проекта Европейской комиссии "Расширение возможности участия пожилых людей в социальных и политических процессах демократического развития России".

О своем опыте преподавания литературы пожилым рассказала кандидат филологических наук Е.А. Куклина, подчеркнув, что старшее поколение не утратило способности к интеллектуальной деятельности в самых разных сферах, стремления компенсировать культурные и научные провалы, обусловленные цензурой и идеологическим контролем советских времен.

Десятилетний опыт Высшей народной школы для пожилых людей Санкт-Петербурга был обобщен в докладе доктора экономических наук Н.П. Литвиновой. Г.Г. Сорокин, декан факультета информатики Социально-гуманитарного университета третьего возраста при Тюменском государственном нефтегазовом университете, рассказал о необходимости и путях интеграции старшего поколения в интернет-сообщество.

Подводя итоги, участники конференции пришли к единодушному заключению, что проблема третьего возраста требует совместных усилий специалистов самых разных направлений и достойна уровня Национальных проектов России.

21.04.08

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:












        


Мы и общество...

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru