Rambler's Top100

Межународный проект по укреплению связи между поколениями в России

Межународный проект по укреплению связи между поколениями в России

«Дети – наше будущее» – справедливость этой мысли не вызывает сомнение. Какой будет наша страна зависит от того, какими станут наши выросшие дети. «Наше будущее – старики» - справедливость и этой мысли не вызывает сомнений. Пока никому не удалось повернуть время вспять, и каждый из нас идет в сторону старости.

Идут в сторону старости и взрослые, и дети. И, если будущее каждого из нас – старики, то и система ценностей, и смысл жизни будет во многом определяться тем, как, глядя на стариков, мы воспринимаем и принимаем свое неизбежное будущее. «Золотая осень», когда тебя уважают, ты можешь самореализоваться, быть полезным семье и обществу; неудачник, не сумел урвать, живешь бедно, никому не нужен, «лузер» – вот возможно крайние альтернативы, которые могут существовать в наше время для оценки своих отдаленных перспектив. Поэтому, то, как живут старики, какое к ним отношение в обществе – может во многом определить образ жизни взрослых и детей.

Российский инновационный центр саморазвития «Ресурс», совместно с Европейской Академией Естественных Наук и Европейским Научным Обществом, проводят международную акцию по осуществлению проекта – «Третий возраст - новые возможности» ориентированного на повышение статуса, качества жизни, здоровья пожилого человека в современном мире.

Целью этого проекта является:

- продление активного социального и творческого долголетия;

- активизация и развитие интеллектуального и творческого потенциала, в том числе путём участия в системе непрерывного креативного образования (НФТМ – ТРИЗ);

- повышение статуса пожилого человека в обществе и в семье. И, как следствие, повышение самооценки;

- участие пожилого человека в различных сферах общественной жизни (в соответствии с его предпочтениями и возможностями);

- улучшение психологического климата в семье, гармонизация отношений между возрастными группами.

В России на протяжении многих веков имел место в различных слоях общества уклад жизни, основанный на существовании и поддержании функциональных взаимосвязей, взаимовлияния представителей трёх возрастных групп семьи (1- й возраст - дети; 2- й возраст – родители; 3 – й возраст – родители родителей (старшее поколение)).

Традиционно накопление и передача опыта, традиций, сведений о предках (о происхождении семьи) осуществлялись третьим поколением и были действенным элементом воспитания детей, прививали им соответствующие нормы поведения, формировали мораль. Сведения о предках носили обычно несколько мифологизированный характер, они героизировались, что сопровождалось формированием гордости за своих предков и необходимости не позорить свой род. Эта «технология», видимо, находится в соответствии с идеями К.Юнга.

Старшее поколение (3-ий возраст) обладало, как правило, некой материальной собственностью, интеллектуальным и психоэмоциональным потенциалом, пользовалось авторитетом и было уважаемо в семье. Его статус был достаточно высок. Необходимо отметить, что старшее поколение было в значительной степени освобождено от утомительной и рутинной работы по поддержанию семейного быта (стирка, уборка, приготовление пищи, уход за маленькими детьми и т.п.). В крестьянских семьях эти обязанности делились между живущими совместно членами семьи, принадлежащими и к подрастающему 1-му возрасту, и ко 2-ому возрасту (дочери, сыновья, невестки, зятья), а в зажиточных семьях для неквалифицированной работы привлекались люди со стороны – т.е. прислуга.

Такое положение старшего поколения не стоит абсолютизировать. В их обязанности входило отслеживание традиций жизни семьи, корректировка отношений между ее членами, передача навыков ведения хозяйства. Один из авторов этой статьи их своего детства помнит стихотворение, которое было прочитано его бабушкой, выросшей до октябрьской революции. Внук деду: «… ты, я вижу, притомился. Научи меня пахать. Как учил меня, бывало, «Отче наш» с тобой читать». Это, не претендующее на полноту описания роли третьего возраста в семье, стихотворение все же можно рассматривать как некую иллюстрацию. Иллюстрацию того, что от третьего возраста к первому и ритуалы, система ценностей, мораль, и трудовые навыки.

Эмоциональный компонент связи третьего возраста с первым во многих семьях обеспечивался еще и тем, что первый возраст получал имя третьего. Т.е. внучка могла носить имя бабушки, внук – дедушки. Это способствовало формированию эмоциональной близости поколений.

За третьим возрастом закреплялась функция отслеживания рациональной организации семейной жизни, перераспределение благ и обязанностей.

Взаимоуважение между возрастными группами, воспитание в детях уважения и гордости своими предками вырабатывало, в числе прочего, тягу к семье, к домашнему очагу, которая оставалась доминантной и во взрослом состоянии. В результате такого воспитания ребёнок осознавал и усваивал семейные традиции, культурные навыки, образ жизни. Формировалась устойчивая семья.

Осмысливая и усваивая эту информацию как базовую, ребенок формировал свой индивидуальный стиль формирования семейных отношений, который воспроизводил в дальнейшем во втором и третьем возрасте. Всё вышеперечисленное передавалось по непрерывной цепочке от поколения к поколению при их естественной смене. Устойчивость семейного сообщества определяла во многом и устойчивость общества в целом.

Традиционный уклад семьи стал существенно нарушаться процессами индустриализации. Второй возраст стал все стремительнее покидать сельские поселения, оставляя в подавляющем большинстве случаев третий возраст на милость соседей и местных властей. Этот процесс продолжается и настоящее время. Вымирающие российские деревни, в которых доживают свой век старики и старухи, у многих перед глазами. Такое положение носит как объективный, так и субъективный характер. В небольшинстве случаев второй возраст обеспечивает третий возможностью совместного проживания в условиях семьи.

Процессы индустриализации практически повсеместно вели к разрушению традиционного семейного уклада. В разных странах это происходило по-разному и приводило к разным результатам.

В России в конце 19-го и в начале 20-го века в связи с возникшими социальной напряжённостью и полной перестройкой социального строя общества, возникли факторы, определившие, по существу, нарушение, а иногда и разрушение сбалансированной системы внутрисемейных взаимоотношений.

Существенно изменились роль и статус всех возрастных групп членов семьи, особенно это коснулось старшего поколения. Число семей, которые могли позволить себе содержать прислугу, уменьшилось до незначительного. Поскольку, как правило, оба члена семьи 2-го возраста должны были работать для обеспечения приемлемых материальных условий, то в таких семьях вся тяжесть утомительного, но не требующего полноценного использования интеллектуального потенциала труда, легла на плечи старшего поколения.

В связи с этим, творческий воспитательный процесс, передача младшему поколению семейных преданий, традиций был в значительной степени свернут. Дети дошкольного возраста потеряли возможность приобретения основополагающих знаний, правил и норм поведения, основанных на семейных ценностях. Дошкольных детских учреждений в этот период было чрезвычайно мало, а в тех, которые были, отсутствовал индивидуальный подход к ребёнку.

Советская страна предпринимала значительные усилия для того, во-первых, чтобы освободить второй возраст от многих семейных обязанностей, и, во-вторых, начать идеологизированное воспитание с раннего возраста. Создавались фабрики-кухни, т.е.общественные столовые, где можно было питаться, либо брать обеды на дом.

Строились многоквартирные дома-коммуны, где были созданы централизованные пункты питания, прачечные, центры развлечений и т.п. Но эти формы стандартизации и обобществления жизни во всех её проявлениях не прижились, так как не удовлетворяли большую часть населения. Этот путь, включая методы воспитания детей, был направлен на стандартизацию и превращение основной массы населения в людей – «винтиков», т.е. легко взаимозаменяемых, лишенных индивидуальности членов общества. Мысль о людях-«винтиках» принадлежит И.В.Сталину.

В дальнейшем многие вопросы воспитания молодёжи стали решаться более организованно. Это определялось появлением большого числа детских и молодежных общественных организаций (пионерских, комсомольских, в том числе и спортивных, созданием «домов пионеров и школьников», где действовали разнообразные технические и творческие кружки, бесплатные летние лагеря различного направления).

Дети приобретали дополнительные знания, развивалась любознательность, творческое начало. Они были ориентированы на приобретение знаний, на активное участие в жизни страны, в трудовых процессах. В этих организациях, кроме идеологических установок прививались общечеловеческие ценности - патриотизм, взаимопомощь, взаимовыручка, уважение к старшим.

В меньшей степени эти условия развития распространялись на детей, родители которых были репрессированы сталинским режимом.

В 90-е годы прошлого века начался перестроечный период, целью которого являлся переход страны на капиталистический путь развития. При этом были разрушены не только устаревшие и неэффективные пути ведения экономики, но, к сожалению, и явно адекватные формы работы с первым возрастом.

Дух наживы, «мораль» вседозволенности, пропагандируемая успешность людей, чьи успехи не всегда связаны с достойным поведением, практически навязывание отнюдь не лучших достижений западной культуры, появление огромного количества игровых автоматов, отнюдь не благотворно повлияло на молодое поколение.

Материальное неравенство, бедственное положение во многих семьях, невозможность обеспечить детям ставший платным летний отдых и участие в кружках, занятие спортом, культурных мероприятиях и т.д., выбросили на улицы огромное количество детей младшего и среднего школьного возраста. В связи с тотальной коммерциализацией всех сфер, резким изменением психологического климата, деформировались интересы и цели, которыми ранее руководствовалась основная часть молодёжи; получение образования, подготовка себя для интересной творческой работы в будущем и достойной жизни, уважение к старшему поколению – носителю знаний, культуры и т.п.

Вместо этого появились новые ориентиры:

- обогащение любой ценой и способами;

- ненужность образования (как не гарантирующего финансовый успех и достойную работу в будущем);

- развлечения – как смысл жизни; (в эту категорию попали и наркотики, и интим, и примитивные зрелища );

- неуважение, а зачастую и презрение к старшему поколению – неудачникам, не сумевшим быстро достичь материального успеха. К старым, больным, беспомощным людям - как к ненужному, не приносящему пользы балласту. Появилась и пренебрежительная кличка для таких людей – лузеры.

Дети обеспеченных родителей, в большей или меньшей степени изолировались от реальной жизни в стране путём обучения в платных спецшколах или за границей.

В настоящее время государство предпринимает активные действия по улучшению материального положения части населения, не нашедшего в себе способностей и возможностей быстро адаптироваться, самореализоваться в условиях перехода страны на капиталистический путь развития, однако этот процесс может затянуться на неопределённо долгое время.

Принимаются серьёзные меры по радикальному изменению системы образования, обеспечивающие активное восприятие преподаваемых предметов, развитие самостоятельного мышления, творческого подхода. Уделяется большое внимание развитию духовности. Но, к сожалению, ожидаемые результаты носят следует ожтдать не скоро, так как необходима переподготовка преподавательского состава, издание новых учебных пособий и т.д.

В связи с вышеизложенным представляется возможным и целесообразным задействовать имеющийся неиспользуемый интеллектуальный и духовный потенциал людей 3-го возраста путём его активизации и саморазвития, как определено целью вышеупомянутого проекта; восстановив, таким образом, хотя бы частично, взаимодействие представителей 1-го и 3-го возрастов. Среди пожилых людей имеются люди с большим жизненным опытом, набором самых разнообразных знаний, как профессиональных, так и приобретённых на любительском уровне в пенсионный период.

Многие из этих людей не задействованы по разным причинам, в семьях, в общественной жизни и могут найти свободное время для участия в воспитательном процессе детей в меру своих сил, заинтересованности и возможностей. При создании приемлемой формы и системы взаимодействия с поколением 1-ой возрастной группы результаты могут быть получены в относительно короткий срок вначале для небольшого количества детей, а затем, по мере накопления опыта и совершенствования методов - значительно шире. Можно с уверенностью утверждать, что это взаимодействие будет благотворным не только для детей, нуждающихся в срочном отвлечении от вредных привычек, умственного и творческого безделья и, практически, одичания, но и для представителей 3-го возраста.

При создании рациональной и эффективной системы взаимодействия 3-ей и 1-ой возрастных групп, дети, живущие в семьях с неудовлетворительным материальным положением, а также дети, живущие в детских домах, интернатах, будут приобщены к занятиям в творческих школах различного направления по программам указанного выше проекта, получат возможность общения с интересными людьми.

Все это способно разбудить и разбудит любознательность, творческие способности, активность детей.

Необходимо отметить, что в процессе осуществления настоящего проекта, по мере накопления практического опыта взаимодействия внутри 3-ей возрастной группы и между 1-ой и 3-ей возрастными группами возникнет необходимость поиска и реализации новых форм общения и обучения:

- организация выше упомянутых школ по интересам;

- организация различных школ-мастерских для приобретения практических навыков;

- создание обществ по интересам, объединяющих людей разных поколений, где, в частности, детям будет прививаться интерес не только к развлекательной литературе (комиксы и т.п.), где будет возможно обсуждение прочитанного, встреча с авторами;

- организация выставок изделий, выполненных в творческих школах, школах- мастерских, а возможно и выставок-продаж.

Эти выставки-продажи будут, несомненно, полезны и для детей, и для старшего поколения, и для посетителей. Финансовый интерес даст дополнительный стимул участникам выставок и разбудит интерес посетителей к проблемам детского возраста.

Не менее важно и то, что возврат к активной, эмоционально-насыщенной жизни лиц 3-ей возрастной группы обязательно приведет к улучшению их психофизиологического состояния, здоровья. Появление достойной цели в жизни, повышение самооценки, востребованности своего интеллектуального потенциала отвлечет их от углубления в свои, естественные в преклонном возрасте, недомогания и болезни. Активизация жизненных сил улучшит физическое состояние людей этой возрастной группы и подарит им долголетие.

Об этом свидетельствуют многочисленные примеры из жизни людей, не прервавших занятия любимым делом при достижении преклонного возраста: ученых, актеров, педагогов, общественных деятелей и т.д.

Таким образом, предлагаемый проект, основанный на возобновлении связей поколений, является одним из путей решения сразу двух проблем: быстрого и эффективного воздействия на воспитательный и творческий процесс 1-го возраста (детей) и активного долголетия и здоровья людей 3-го возраста (пожилых).

 

 

 

 

 

Авторы аналитической статьи: Мирошник Е.В.(50+)

                                                   Шиткина Т.К. (70+)

                                                   Мирошник А.В.(50+)

                                                   Пахомов А.П. (60+)

Комментарии к статье
  • Татьяна Михайловна
    tmd27@yandex.ru
    С интересом ознакомилась с информацией о проекте. Хотелось бы получить более подробную информацию о практической реализации изложенных идей. Прошу сообщить контактную информацию для личной связи с реализаторами проекта. Спасибо Татьяна Михайловна

    ОТВЕТ: Пожалуйста. Здесь ссылка на сайт http://www.psi.effinf.ru/

Страницы: 1
Добавить комментарий


Читайте также:












        


Мы и общество...





«ТРЕТИЙ ВОЗРАСТ» 
 

У нас третий возраст, ни много, ни мало.

А жизнь нередко других баловала…

И годы свои, мы, как видно, не спрячем:

При всех - веселимся, а внутренне – плачем…

 

Мы взрослые дяди, и взрослые тети.

И с детства, как видно, нас так воспитали,

Что все свои силы отдали работе,

Но вот о себе мы порой забывали…

 

А жизнь наступает, представьте, такая,

Которую, если серьезно, не ждали,

Когда-то мы бегали, не уставая,

Теперь меньше ходим, но больше устали...

 

Не замужем кто-то, не все и женаты,

Есть те, у кого подрастают внучата.

Так выпьем, ребята, так выпьем, девчата,

За возраст четвертый, а, может быть, пятый…

 

Нередко нам в жизни пришлось ошибаться,

Порою не в тех доводилось влюбляться.

Но сами себе мы боимся признаться,

Что жаждем любви, словно нам восемнадцать…

 
Феликс ГИНЗБУРГ    
 


Партнеры

Пять признаков наступающего слабоумия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

В объятиях старика. Почему девушки выбирают немолодых мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Свекровь в 50 нашла молодого любовника Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Одиночество губительнее болезни! Как бороться со скукой в возрасте 65+ Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Мне 70. Рассказ-фантазия Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Ни стыда, ни совести или можно ли давать волю чувствам в 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как немолодые женщины используют мужчин Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Зачем мужчины влюбляются в женщин, старше себя Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Чем опасна поздняя любовь?  Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Как замедлить старение женщин после 50 лет - 7 советов Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Исповедь одинокой женщины Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Про старческий запах Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Какие мужчины нравятся женщинам за 40? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Расскажу, почему я в свои 60 лет не жалуюсь на здоровье и чувствую себя лет на 30 моложе Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Стоит ли менять жизнь в зрелом возрасте? Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Опасные привычки пожилых людей которые должны вас насторожить Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Предложил ей стать воскресным мужем, но она отказалас Џ®¤а®Ў­ҐҐ

10 причин, по которым влюбляются в женщин старше 50 Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Нам, 50-60-летним, посвящается. Џ®¤а®Ў­ҐҐ

ЭТО СУПЕРИНТЕРЕСНО Џ®¤а®Ў­ҐҐ

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru