Rambler's Top100



Оранжевое православие

Оранжевое православие

22 декабря в Киеве должен состояться Собор Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Он, по информации «Союза православных граждан Украины», может изменить Устав УПЦ, скажем, «внести пункт о том, что избрание Киевского митрополита не утверждается более Московским патриархом, а также придать УПЦ название «Поместная церковь Украины». Тем самым будет сделан шаг к отделению УПЦ МП от Русской православной церкви, а приближающиеся рождественские праздники ознаменуются в православной общине новыми конфликтами.


ЦЕРКОВНЫЙ РАЗДОР

Опасаясь такого поворота дел, ряд православных организаций Украины открыто призвали священноначалие отказаться от каких-либо попыток в этом направлении. Опровергая опасения верующих, глава богословской комиссии УПЦ, ректор Киевской Духовной академии и семинарии епископ Бориспольский Антоний, возглавляющий работу по изменению Устава Церкви, уверяет: пункт Устава УПЦ МП, по которому патриарх Московский утверждает митрополита Киевского, останется без изменений.

 «Главной задачей, – подчеркивает иерарх, – является приведение Устава об управлении Украинской православной церковью в соответствие статусу самоуправляемой Церкви с широкой автономией во внутреннем управлении, каковой является Украинская православная церковь в составе Русской православной церкви».

Русская православная церковь в начале 1990х годов даровала УПЦ МП статус «широкой автономии»: сегодня Киевская митрополия самостоятельно распоряжается финансами, утверждает епископов. В то же время предстоятель УПЦ остается членом Священного синода РПЦ, а в богослужениях украинские священники упоминают патриарха Московского.

Тем не менее поводы для опасений у православной общины Украины имеются. В СМИ, например, недоумевают отказом УПЦ МП как-либо осудить премьерминистра Виктора Януковича, который 24 ноября, в день памяти жертв Голодомора, принял участие в панихиде, которую вел глава непризнанного в православном мире «киевского патриархата» Филарет, и даже умудрился поцеловать крест из его рук.

Однако главный источник напряжения – изнуряющая борьба между Московским и Киевским патриархатами Украинской православной церкви, в которую открыто вмешался президент Украины Виктор Ющенко и однозначно занял сторону раскольников. В начале нынешнего года он предложил синодам обоих патриархатов УПЦ создать совместную комиссию для их объединения в единую поместную церковь. А на встрече с предстоятелем Украинской православной церкви митрополитом Владимиром накануне 2007 года высказал свое видение такого объединения.

«Проблема гармонизации межконфессиональных отношений и проблема становления Украинского государства для меня являются понятиями тождественными», – отметил Виктор Ющенко. По его словам, поместная церковь – «это дорога национального значения, а не вопрос, касающийся кучки людей… Это идея, как собрать вместе украинцев, наиболее духовно преданных идее соборной Украины».

Для Московского патриархата такое объединение фактически означает подчинение Киевскому и потворствует тем, кто, придя к власти на Украине после победы оранжевой революции, взялся за разрушение единой с Россией православной церкви Украины. С подачи западных стратегов, существует целый план по ее разрушению. В частности предполагается, что Константинопольский патриарх заберет к себе приходы украинских раскольнических Церквей, до сих пор не признанных в православном мире, и этим обеспечит их легализацию. А затем «под Константинополь» перейдет и часть священников УПЦ МП, выступающих за независимость от Москвы по политическим мотивам.

Особое усердие к отделению УПЦ МП от РПЦ прилагает нынешний глава УПЦ Киевского патриархата Филарет (Денисенко), который сегодня не скрывает амбиций сосредоточить всю церковную власть в своих руках. И в пылу мирских полемических страстей не замечает, как впадает в политику, являясь инструментом «влияния на украинское общество и политику» оранжевой революции, которую поддержал в 2004 году во время стояния на Майдане.

КТО ТАКОЙ ФИЛАРЕТ?

Вообще личность Филарета, который из непримиримого противника украинской церковной автокефалии стал ее ярым ревнителем, – еще один образец того, какие метаморфозы случаются с сановными персонами, когда задеваются их личные интересы. И лишнее подтверждение того, что многие расколы и напряжения в обществе побуждаются не идеями, а обидами. Как известно, весной 1992 года нынешний глава УПЦ КП – в то время занимавший пост украинского экзарха при Московском патриархате митрополит Филарет (Денисенко) — подвергся на Поместном соборе РПЦ в Москве жесточайшей критике за немонашеский образ жизни.

Вернувшись в Киев, Филарет обвинений не признал и заявил, что они были выдвинуты в его адрес за просьбу даровать Украинской церкви независимость. Митрополит Филарет обосновал необходимость предоставления Украинской церкви автокефалии политическими событиями: распадом СССР и образованием независимого Украинского государства. Доклад вызвал возмущение со стороны архипастырей, которые потребовали ухода митрополита Филарета со своего поста.

В июне того же года Архиерейский собор под председательством патриарха Алексия II, специально созванный для рассмотрения дела по обвинению бывшего митрополита Филарета в антицерковной деятельности, в особом Судебном деянии постановил лишить митрополита Филарета (Денисенко) сана, всех степеней священства и прав, связанных с пребыванием в клире. Филарет заявил, что не признает решений Архиерейского собора, и продолжил раскольническую деятельность по отделению ряда приходов от УПЦ МП.

Спустя три года на самопровозглашенном «поместном соборе» Украинской православной церкви в 1995 году он был избран «патриархом» УПЦ Киевского патриархата. Это решение Русская православная церковь не признала. 18 февраля 1997 года состоялся Архиерейский собор, который предал Филарета (Денисенко) анафеме и отлучил от Церкви. Таким образом, он в настоящее время с точки зрения канонов Церкви является просто Михаилом Антоновичем Денисенко, отлученным от православной церкви. После прихода к власти на Украине президента Виктора Ющенко позиции УПЦ КП и лично Филарета усилились. Еще больше участились случаи захватов храмов Русской православной церкви сторонниками Филарета при явной поддержке оранжевой власти.

КАК УВРАЧЕВАТЬ РАСКОЛ

Попытки поставить во главе угла церковной организации этнический или языковой фактор в истории предпринимались неоднократно. И всегда вызывали серьезные осложнения и конфликты в православном мире. Сегодня мы воочию видим: раскол, спровоцированный филаретовцами, способствует регионализации страны. Автокефальная церковь локализована Галицией, где продолжается изнурительный конфликт между православными и грекокатоликами. К очагам напряженности в отношениях между православными Московского и Киевского патриархатов на Волыни, Буковине прибавляются новые – между Автокефальной церковью и Киевским патриархатом на Ивано-Франковщине, Тернопольщине.

Впрочем, в стране, где свыше 600 населенных пунктов отмечены межцерковным противостоянием, где только две трети религиозных общин обеспечены культовыми строениями, а во время президентских выборов Церкви почти превратились в партии, конфликты на религиозной почве почти неизбежны.

«Сплочение же русскоязычной части населения Украины вокруг Украинской православной церкви Московского патриархата, наоборот, укрепило бы позиции Церкви и Украинского государства, – сказал в беседе с нашим корреспондентом директор Института политических исследований Сергей Марков. – В этом случае делалась бы ставка не на этнические различия, что предлагают раскольники, а на единые языковые, территориальные, культурные и религиозные сходства между жителями Украины и России».

«Не надо дразнить народ, – говорит лидер «Союза православных граждан Украины» Валерий Кауров. – Если будет попытка даже канонического отделения Украинской церкви от Московского патриархата, то это приведет к новому расколу и противостоянию. А в истории были случаи, когда народ восставал против архиереев».

«Филаретовцы и прочие раскольники приносят огромный вред украинскому обществу, ибо впали в гордыню и губят ту духовность, которую несет в себе Церковь, – как бы вторя ему, говорит по этому поводу народный депутат Украины, председатель Всеукраинского объединения ветеранов Афганистана Сергей Червонопиский. – Сегодня православным предстоит объединяться вокруг истинно христианских ценностей, а не честолюбивых амбиций светских и духовных пастырей».

Их слова лишний раз убеждают: все точки над «i» в преодолении церковного раздора может расставить только сам народ Украины. Приходит время определяться, как жить дальше: продолжать свое культурное и историческое развитие с Россией или изолироваться от нее и остаться осколком русской цивилизации?

Павел АНОХИН

25.10.07

 

 

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:




















 

 

Надежда, 45

Сергей, 48

Ната, 53

Любовь, 47

Валентина, 54

Анна, 50

TANZILYA, 58

Эля, 52

Костя, 46

Елена, 54

Василий, 50

Yuriy, 66

Федор, 54

Роман, 44

Александр, 47

Валерий, 46

Николай, 67

Владимир, 62

Александр, 55

Дима, 47

Петр, 69

Ольга, 49

Наталья, 70

Ольга, 56

Виктор, 60

    
  


 


Мы и общество...


В ТЕ ГОДЫ МЫ, ПОСМОТРЕВ.

ТЕ "ВЕСТИ" ВЕРИЛИ ВО СНЕ

      О СВЕТЛОМ БУДУЩЕМ


НАШИ ДНИ.  ДОЖИЛИ














ИНТЕРЕСНО


 

Ностальгия по СССР

Вспоминаем Советский Союз 












Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом



Рейтинг@Mail.ru