ПИСАРРО Камиль-Жакоб Писарро родился в семье торговца скобяными товарами. Отец видел в нем своего преемника. Занятия живописью? Какие глупости! Писарро поначалу послушался отца, но... Даже наблюдая за погрузкой товаров в порту, он успевал делать зарисовки с натуры. В лице молодого пейзажиста Фрица Мельби он находит единомышленника и друга. Перемены в жизни и сознании произошли вдруг! Оставив родителям записку, чтобы не слушать увещаний, Камиль отправляется путешествовать и рисовать. Пять лет проходят в постижении законов жизни и живописи. В 1855 году отец понимает, что увлечение сына — не прихоть, не каприз, и отправляет его учиться в Парижскую школу изящных искусств.
Разочаровавшись в акаде-Хмическом стиле, Камиль сближается с импрессионистами, его творчество обогащается новыми приемами, и более того — новым видением мира.
Живопись не приносит художнику благосостояния. Ему недостает средств снимать жилье в Париже, и Писарро перезжает в предместье. Его жена — простая крестьянская женщина Жюли Веллей поддерживает мужа, хотя, возможно, не во всем его понимает. Жюли выращивает и продает овощи — на это семья и живет.
Государство не приобрело у художника ни одной картины. Однако бедность и отсутствие официального признания не лишило художника радости жизни и уверенности в своей правоте. Любовь к искусству и трудолюбие этот спокойный и добрый человек смог привить и своим пятерым сыновьям: иллюстратору Родольфу, пейзажисту Люсье-ну, даровитому Феликсу.
Каждому, кто хочет быть по-настоящему счастливым, стоит взять на вооружение слова Камилл Писарро: «Работая, я забываю все горести, все печали. Я даже просто их не знаю. Страдание подчиняет себе только бездельников».
Французский художник и график, один из самых последовательных в своем творчестве представителей импрессионизма.
Писарро не пропустил ни одной совместной выставки, более того — был организатором всех начинаний. Его почитали как добровольного консультанта и учителя более молодых художников-новаторов. Шестидесятилетний Поль Сезанн подписал одну из своих работ — «ученик Писарро».
Он был первым, кто отказался от темных тонов — битума (черного) и сиены (коричневого) в пользу ясных, солнечных тонов. Работы его по своей тематике чрезвычайно разнообразны: «Домик в лесной глуши» представляет собой совмещение сельского и лесного пейзажа; «Въезд в деревню Сент-Вуазен» сочетает ритмическую упорядоченность композиции и лиричность; «Молодая женщина, моющая посуду», «Женщина с ребенком у колодца» объединяют жанровую живопись и портрет, поэтизирующий простоту и безыскусность жизни. Искусствоведы отмечают своеобразие мазка Писарро — крестообразное сочетание параллельных и диагональных линий, что придает изображению глубину и ритмичность.
Наибольшую известность художнику принесли изображения парижских бульваров. Его серия из пятнадцати парижских бульваров — своеобразный портрет дышащего, спешащего, живущего города.
Писарро говорил, что единственное, что останавливает его работу,— это отсутствие солнца. Однако в его серии «Бульваров» есть и ночной пейзаж, который поражает игрой вечерней иллюминации, поэтизирующей Париж — «праздник, который всегда с тобой».
«Бульвар Монмартр после полудня. Солнце» (1897).
Париж в то время был самым современным городом Европы. Широкие бульвары, перестроенные известным парижским богачом и благотворителем Османом, стали средоточием жизни. Писарро воспринимал парижские бульвары как единый живой организм, где кипит постоянное движение. В свойственной ему манере Писарро в изображении полуденного Монмартра объединяет уравновешенность и логичность композиции с воплощением бесконечной суеты большого города.
Светлые многоэтажные дома с витринами модных магазинов уходят в перспективу и растворяются в ней, словно подчеркивая, как бесконечно огромен Париж. Впечатление широты и бесконечности усиливается и тем, что центр проезжей части свободен от каких бы то ни было фигур — это просто залитая солнцем полоса, вдоль которой в обе стороны спешат бесчисленные экипажи, отбрасывающие прозрачные вибрирующие тени.
Дублируя движение экипажей, по тротуарам передвигаются человеческие фигурки под зонтиками, намеченные серебристо-черными мазками. Монмартр в полдень — оптимистическая часть общей большой симфонии бульваров, созданной Камилем Писарро.