Хочу начать с огромной благодарности за создание этого раздела – «Наш Эрмитаж». Когда я после летнего отдыха забежала на форум и увидела его – сердце затрепыхалось в восторге и изумлении. Спасибо! А теперь собственно к созданной теме.
Впервые к символизму в живописи мне довелось прикоснуться, когда я совсем сопливой девчонкой рассматривала имевшийся в доме альбом репродукций картин Виктора Васнецова. Конечно, мне в детстве очень нравились и «Снегурочка», и «Иван-царевич на сером волке», но особенно меня тогда притягивали к себе «Сирин и Алконост», «Три царевны подземного царства» - картины, размывающие границы привычной реальности и будоражащие фантазию, тем более, что образы эти, казавшиеся такими значительными и «говорящими» были для меня совершенно незнакомыми. Мне казалось, что они о чем-то очень ярко рассказывают, но говорят на чужом для меня языке. Я тогда еще не знала, что это – символизм – изображение чувств и эмоций, которые не нуждаются в словах, не знала, но чувствовала двуплановость этих картин и ощущала, что за этими конкретными образами таится что-то более абстрактное, вечное. Много позже я нашла определение этим ощущениям в стихах Зинаиды Гиппиус:
На всех явлениях лежит печать.
Одно с другим как будто слито.
Приняв одно – стараюсь угадать
За ним другое, – то, что скрыто. В.М.Васнецов Сирин и Алконост. Песнь радости и печали«Сирин - воплощение несчастной души.
Кто голос этой птицы услышит, тот забывает обо всём. Но скоро сваливаются на человека несчастья и горести всякие. Сирин считается воплощением несчастной души.
Алконост - райская птица-дева, приносящая счастье.
Пение Алконост радостно, поскольку она обещает Рай. Пение Сирин - щемяще, Сирин тоскует о потерянном Рае, просит о возвращении на небо.
Сирин и Алконост нерасторжимы, это устоявшиеся символы Горестного и Радостного Пения.»
В.М Васнецов. Три царевны подземного царства«Картина написана по мотивам русской сказки «Три царства – медное, серебряное и золотое», три царевны олицетворяют богатства подземных недр Урала. Васнецов изменяет сюжет сказки, он помещает в картине фигуры, символизирующие золото, драгоценные камни и уголь. Васнецов обобщает в картине сюжеты многих русских сказок, в которых старшие сестры высокомерны и горды по отношению к младшей. Меньшая сестра не может похвастаться красотой наряда, но именно она владеет секретом людского счастья. Неслучайно ее царство называют «черным золотом», ведь уголь дает людям тепло и свет. Старшие царевны властвуют лишь над алчными человеческими душами, а младшая – олицетворяет мудрый союз человека с природой.»
Потом было увлечение Врубелем, головокружение от его буйных мазков в картинах, изображающих Демона, физическое ощущение скованности свободного человеческого духа в «Демоне сидящем», желание понять – кто такой этот Демон и почему так хочется, чтобы он освободился из тесных рамок картины.
Врубель «Демон сидящий» Врубель говорил, что Демон — дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый». Он утверждал, что вообще Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто «рогатый», дьявол — «клеветник», а демон значит «душа»...».
А более подробное знакомство с символизмом состоялось в старших классах школы, когда я взахлеб прочитала взятую в библиотеке книжку о литовском художнике и композиторе Микалоюсе Константинасе Чюрлёнисе. Книжечка была малого формата, репродукции ужасного качества, но как же они меня заворожили! А после 9 класса мне довелось с родителями побывать в Каунасе в музее Чюрлениса и увидеть эти картины освобожденные от паутины отвратительной полиграфии.
Чюрленис М.К. «Сказка королей»Точный сюжет картины неизвестен, да и нужен ли он? Каждый может придумать свой, правда? Для меня эта картина – о любви и счастье, что-то наподобие Волшебника и его жены в «Обыкновенном чуде» Шварца. Помните: «Таким уж я на свет уродился. Не могу не затевать, дорогая моя, милая моя. Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала…»
А вот этот триптих произвел на меня в музее Чюрлениса в Каунасе самое большое впечатление.
«Rex»Разглядывая этот триптих, переходя от картины к картине и понимая, что каждая предыдущая изображает ничтожно малую часть последующей, к третьей картине подходишь уже с ужасом глядя на ничтожную белую запятую у подножия фантастически гигантской статуи посреди водной глади, микроскопическую запятую, в которую превратился гордый парусник с первой картины триптиха… все дело – в масштабе восприятия. И чем масштабнее взгляд на мир, тем больше и пронзительнее чувство одиночества. У меня такие ассоциации с этой картиной, названной творцом «Rex» – высший ранг власти. Люди стремятся к власти, но достигнув ее – столь желанной в начале пути – на ее вершине находят плату за всемогущество – холодное и безжалостное одиночество…
Знаменитый бельгиец Рене Магритт и его поэтически таинственные картины-загадки:
"Фальшивое зеркало"Название объясняет идею картины: органы чувств лишь отражают внешний облик вещей, не передавая скрытой глубины мира, его тайны.
«Ностальгия»Все умные слова про символизм, друзья мои дорогие, вы точно можете найти сами в инете, я не буду заниматься выкладыванием длинных копипастов, ладно? Мне просто хотелось поделиться с вами своими чувствами, связанными с этим направлением в живописи.
Вот пока и все. Может кто добавит, если символизм еще кому-то интересен? Я еще очень Рериха люблю, но сегодня уже не в состоянии, sorry…