Rambler's Top100



Выставка в Эрмитаже

Выставка в Эрмитаже

 

 

Мейсенский фарфор 1900-1930-х годов. Из собрания Дома искусств, Ремсхалден-Грунбах
3 февраля 2009 г. - 24 мая 2009 г.

 

 

На выставке в Синей спальне Зимнего дворца представлены 115 произведений Мейсенской мануфактуры, созданные мастерами, жившими между двумя мировыми войнами, в эпоху перехода от стиля Модерн к стилю Ар Деко.

До конца 1890-х годов мейсенский фарфор был исключительно традиционен. Рождённый XVIII столетием, он превратился в зеркало своей эпохи. Несмотря на то, что в ХХ веке фарфор перестал быть атрибутом исключительно аристократической культуры, каковым он являлся в начале своей истории, он стал её символом, востребованным культурой буржуазной. Новый стиль дал Европе новые эстетические ориентиры.

Танец, театр, маскарад, сценический образ вместо реального характера - таков был выбор позднего Югендстиля (немецкое название стиля Модерн), впоследствии унаследованный искусством Ар Деко.

ХХ столетие в истории мейсенского фарфора называют столетием Пауля Шойриха (Paul Scheurich). Его маньеристическая пластика: гротескные балетные типажи, жеманные дамы, капризные Амуры и расслабленные путти - результат ироничного и вместе с тем исполненного восхищения отношения художника к эстетике и культуре давно ушедшей эпохи галантных дам и кавалеров.

Именно создание моделей для Мейсена позволило таланту скульптора раскрыться в полной мере. Наиболее известной серией фигур Шойриха стал "Русский балет". В 1910-х годах вся Европа переживала увлечение "Русскими сезонами" С. П. Дягилева, определившими новую эпоху в развитии музыкального театра. 20 мая 1910 года в Берлине, в "Театр дес Вестенс" (Theater des Westens) в рамках "Русских сезонов" прошла премьера одноактного балета "Карнавал".

Доведённая до гротеска экспрессивность танца и вызывающая красота костюмов - всё это было ярко, ново, неожиданно, и стало сильнейшим творческим импульсом для молодого художника. В 1913 году появилась серия из пяти фигур. "Арлекин и Коломбина", "Пьеро", "Эвзебий", "Киарина" и "Эстрелла" были одеты в костюмы Льва Бакста.

Яркая надглазурная роспись подчёркивала нарочитую театральность костюмов и соответствовала аффектированности жестов. В 1920-е годы в творчестве Шойриха костюмированный мир театра уступил место иллюзорному миру фантазии. Материализовавшиеся фантомы уже не требовали раскраски. Фарфоровая бледность была им к лицу. Лишь когда персонажи должны были казаться прямым порождением куртуазного XVIII века, они нуждались в некотором количестве "сурьмы" и "румян". Скульптор создал для Мейсенской мануфактуры более 100 моделей.


С установлением в Германии в 1933 году фашистской диктатуры модели Шойриха перестали удовлетворять новой идеологии. Тем не менее, руководство мануфактуры (в период Третьего Рейха оно сменялось четырежды) приняло решение выставить ряд работ скульптора на международной выставке "Искусство и техника в современной жизни" в Париже в 1937 году.


 Эта выставка принесла известность и ещё одному талантливому художнику, работавшему для Мейсенской мануфактуры - Максу Эссеру. Эссер изображал животных, но его никак нельзя назвать лишь скульптором-анималистом. Он искал в своих моделях не обаяние индивидуальных живых существ, но воплощение свойств самой природы. Попытка уловить динамику движения и найти способ лаконично и ярко передать его совершенство - в этом суть творческой концепции Эссера.

Пауль Шойрих и Макс Эссер - два полюса искусства Ар Деко. Экспрессивное творчество Макса Эссера оказалось столь же не близким идеологии Третьего Рейха, как и ироничный декаданс Пауля Шойриха. Между 1935 и 1937 годами Мейсенская фарфоровая мануфактура приобрела у Эссера лишь четыре модели.


 Холодный и изысканный мейсенский фарфор был восприимчив к восточным мотивам. Художник Пауль Эмиль Бёрнер добавил к продукции Мейсена пряную нотку восточной роскоши. С его работами также можно познакомиться на выставке.

www.hermitagemuseum.org

    


Утка-Мандаринка
1912 г.

Изображение
большего размера


Арлекин и Коломбина. Из серии "Русский балет"
1913 г.
Изображение
большего размера


Пьеро. Из серии "Русский балет"
1913 г.

Изображение
большего размера


Первоцвет в ночи. Декоративная тарелка
Около 1924 г.

Изображение
большего размера


Амазонка и Амур
1933 г.

Изображение
большего размера


Лежащая на постаменте лошадь
Около 1935 г.

Изображение
большего размера


Сорока из сервиза "Райнеке-лис"
1935-1945 гг.

Изображение
большего размера

         
Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:





















 

 

Несколько лет назад на телеканале ТВЦ с успехом прошел сериал "Взрослые люди". Эта программа - своеобразная энциклопедия современной жизни для тех, у кого пенсия не за горами, а также для пенсионеров со стажем. Вспомним сегодня некоторые серии.

 

.

.

.

.

.

Досуг






















ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ

* * *
ЧАЙ С ВАРЕНЬЕМ

Жизнь прожить - не поле перейти.

Ах, зачем его переходить?

Может, просто так на полпути

Дом построить, садик засадить.


То, что было, было и прошло,

То, что будет, так тому и быть

Богатство наше и наследство

Паскудам розданы за грош.


И не было сражений бранных,

А просто шарик тихо сдут.

Кто сказал, что глупо и смешно

В этом доме надолго застыть?


Без особых радостей и бед

На террасе чай с вареньем пить

И глядеть задумчиво вослед -

Тем, кто будет дальше проходить.


        Алексей ЕРМИЛОВ,

      "ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ЖЕЛАНЬЕ" * * *

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом





Рейтинг@Mail.ru



 

Хватит отдыхать!
Хватит отдыхать!

Надо и поработать на благо страны.