Rambler's Top100



В 50+ все только начинается!

В 50+ все только начинается!

Пятьдесят лет многим кажутся пугающим рубежом. Особенно для женщин. Особенно в банковской отрасли, сократившейся уже в разы. Вместе с тем смелость, креативность и умение общаться всем дают шанс начать новую жизнь. Истории двух героинь это подтверждают.

011.jpg

Лидия Каурова, 53 года

Моей бывшей коллеге, работавшей руководителем клиентского подразделения банка, 2014—2015 годы перечеркнули всю жизнь: смерть мужа, увольнение, тяжелые болезни близких, еще и кредит. А потом… переезд к морю, бизнес в другой стране. И любовь!

— Как вам удалось выйти из такого кризиса?

— Это случилось не сразу. Целый год я старалась взять себя в руки. Конечно, накатывало отчаяние, даже покойного мужа упрекала: «Как ты мог меня бросить, почему не постарался!». Но в таких ситуациях есть два варианта: продолжать себя жалеть или начать действовать. Стала искать работу — пошла «тайным покупателем». За проверку торговой точки платили всего 350 рублей, но все же это заработок.

Однажды я попала на психологический тренинг «Путешествие за целями и смыслами», на котором надо было подробно описывать и визуализировать свои цели. Я подумала о том, что от работы в банке у меня остались навыки продаж и общения с людьми. Предстояло найти, что именно продавать. И однажды утром меня осенило: я же постоянно обучала своих сотрудников. Хорошо получалось, люди перевыполняли планы. Почему бы мне не учить других? Записалась на курс и через шесть дней получила сертификат бизнес-тренера и коуча. Подготовила ряд тренингов, создала сайт и стала позиционировать себя среди знакомых и бывших клиентов в новом качестве.

— Прямо среди банковских клиентов?

— Конечно, у меня же накопилось огромное количество контактов! Первый бизнес не создашь без людей, которые тебе доверяют. Пришлось многому учиться: регистрировать ИП, искать помещение, вникать в бухгалтерию, налоги. Познакомилась с профессионалами, разных партнеров находила. Полгода на все это ушло. Успехи были не очень. Во-первых, я еще не обладала именем на рынке. Во-вторых, заказчики плохо понимают, как тренинги работают. Им хочется «волшебную таблетку»: отходили на занятия — и продажи выросли как по волшебству. А обучение — это долгий и энергоемкий процесс, постепенный выход на новый уровень.

— А личная жизнь?

— В нашей семье раннее вдовство было уже в нескольких поколениях, папа тоже умер рано. И мама сразу начала меня утешать: ну значит, это наша судьба. Ничего, проживем без мужчин. Мне это совсем не нравилось, я хотела любви.

На том моем первом тренинге я много думала и описывала мужчину, с которым могла бы разделить свое будущее. И Вселенная мне ответила, как всегда, неожиданно.

Одно время мне было так тошно, что я позвонила случайной знакомой из Болгарии, где за несколько лет до этого купила квартиру. Спросила, есть ли у нее компания, с которой я могла бы встретить Новый год. Все так устроилось, что благодаря этому звонку я познакомилась со своим другом и будущим партнером по общему делу. Его попросили меня встретить в аэропорту. И я влюбилась…

— С чего начался бизнес?

—  У моего нового знакомого имелось свое дело в Болгарии — помощь на дорогах. Но доход был непостоянным, как и у меня. Мы решили работать вместе: так толкать паровоз проще. В мае того же года мы познакомились с российским бизнесменом, который организовывал трансферы из аэропорта, первые заказы получали от него. Потихоньку стали узнавать побережье, отели, цены, особенности сервиса. Спустя время стали работать на себя, сделали листовки.

— Можете поделиться секретом вашего успеха?

— Нужно иметь то, что вы можете предложить людям. И лучше несколько продуктов, чтобы был выбор. Наше основное направление — это трансферы. Путешествие к отелю, как правило, короткое, но от него зависит настроение и взрослых, и детишек, уставших после перелета. Второй наш продукт — индивидуальные туры. Сначала все путешествия мы обкатали на себе. Узнали все о платных и бесплатных дорогах, бензозатратах, погранпостах, безопасных путях в горах. Где находятся кафе «для своих», а где — «для туристов». Выучили расположение туалетов, стоянок, что и сколько стоит. Поняли, какие впечатления нужны людям, а в чем они разочаруются. 

Когда мы обкатывали свои услуги, работали за небольшие деньги. Параллельно наполняли сайт фотографиями, описаниями. Предлагали нашу помощь всем в аэропорту — тем, кто в очереди стоит, кто мимо идет. Оказывается, очень многие интересуются местными достопримечательностями, но им лень самим искать информацию. А когда приятный человек везет тебя до отеля и заводит разговор о занятных маршрутах, сразу возникает желание узнать подробности. Мы старались быть внимательными к клиентам, заезжали, например, в проверенный магазин по дороге. Ведь тем, кто направляется в апартаменты, важно сразу купить продукты, хорошее вино. Есть много способов, чтобы подружиться. А когда тебе уже доверяют, можно перейти на новый уровень, предложить индивидуальные экскурсии, прогулки на яхте...

— Наши сограждане отличаются от отдыхающих из других стран? 

— Они сразу выделяются по настрою. Иностранцы приезжают на отдых радостными, притом что многие на инвалидных колясках, с особыми детьми. Люди с российских рейсов выглядят так, будто они прилетели что-то завоевывать. С готовностью скандалят, если им срочно не обеспечили то, за что они заплатили. Многие выглядят уставшими. 

Я стараюсь не обращать внимания на напряжение первого часа. Наши люди тяжело идут на контакт, когда мы впервые везем их на экскурсию. Дескать, мы вам заплатили — вы нам рассказывайте. Чтобы этот барьер сломать, тоже нужно время.

Каждое общение начинается с вопроса: «Почему вы так хорошо говорите по-русски?» Когда я отвечаю, что москвичка, а здесь работаю, все очень удивляются. Многие начинают вести себя снисходительно: за рулем — значит, обслуга. Иногда вскользь замечаю, что у меня квартира в центре города и что в прошлом я банковский работник. Тут все меняется. Один молодой человек, по-видимому из Сбербанка, к концу экскурсии сам задумался: может быть, тоже купить здесь квартиру и начать бизнес?

— Вы уже вышли на рентабельность?

— На операционную вышли, вполне хватает на нормальную жизнь. В прошлом году расширили автомобильный парк. Работаем теперь не только летом на побережье, но и зимой на горнолыжных и бальнеологических курортах.

03.png

Марина Федорова, 59 лет 

 

Наша вторая героиня в 58 лет ушла из крупного банка с иностранным участием с позиции помощника руководителя. Начала собственный проект в области трехмерной графики и впервые в жизни поучаствовала в соревнованиях по триатлону. Мечтает «разжечь огонь» в своем поколении, показав на личном примере, как сделать возраст за 50 одним из лучших периодов в жизни.

— Как вы искали, чем заняться, уйдя из банка?

— Ходила на разные бизнес-мероприятия, которых в Москве множество. В это же время мне на почту упало письмо со ссылкой на вебинар по трехмерной графике. Подумала: вот же оно, сочетание удовольствия, пользы и заработка! И купила обучающий курс.

 У вас техническое образование?

— Нет, экономическое.

— Трудно было?

— Очень! Программа 3D Max действительно сложная, кроме того, я конкурирую с молодыми. Спустя пару недель после начала обучения я вышла на новую работу. Мой день начинался в шесть. Завтрак, гимнастика для мозга (специальные упражнения на внимание, память и мышление), видеоуроки до девяти утра. Потом я ехала в офис, где у меня была дикая загрузка. И так все пять рабочих дней. Я ничего не успевала, а заработки уходили на съем квартиры и на скромную жизнь. Но главное — меня не покидало ощущение, что наемным сотрудником я не буду счастлива. И я решилась! Уволилась, уехала из Москвы в Серпухов, где у меня была квартира, и сосредоточилась на освоении новой профессии.

 

— Скучали по Москве?

— Да, скучала. И мне по-прежнему было тяжело учиться. Но я много ездила в одиночестве на велосипеде, появилось время подумать, прислушаться к себе. Раньше я этого не делала, живя в суете.  

Уже в следующем месяце после окончания обучения я начала продвигать свои услуги. Общалась с потенциальными заказчиками, адаптировала продукт под их потребности. Поняла, что важно быть гибкой, что нужно осваивать еще и смежные направления. В итоге я владею восемью программами, не все сейчас применяю, но при необходимости могу вернуться к любой.

— Как искали клиентов? 

— Трехмерная графика нужна прежде всего дизайнерам и строителям. Я искала нужных людей в Интернете, на конференциях. Френдилась с ними в «Фейсбуке». Обзванивала по телефону, скрипт себе сочинила. Училась продавать свои услуги, и мне по-прежнему бывает тяжело вести переговоры, когда нет состояния драйва.

— Хватает сейчас доходов на жизнь?

— Хватает. Но они пока неравномерны.

—  Ваша покупка на первые заработанные деньги.

— Спортивный велосипед для соревнований.

—  Вы всегда занимались спортом?

— Нет. В детстве мои спортивные увлечения заканчивались курьезами. В секции по художественной гимнастике маме сказали: забирайте свою дочь, она на протяжении всего занятия ходит в туалет со всеми группами девочек. В бассейне я решила на глубине попробовать плыть без доски, пошла ко дну, тренеру пришлось прыгать за мной в одежде. Единственный период относительно спортивной жизни — это когда мы с мужем в военном городке весь сезон катались на велосипедах. 

В 2011 году у меня было несколько серьезных операций на позвоночнике, я три месяца пролежала в больнице, не вставая. Потом заново училась ходить, так что тоже было не до спорта.

Я знаю, что не бывает случайных событий. Поэтому, когда мне на глаза стала попадаться информация о триатлоне, решила попробовать. И поняла, что могу. Интересно, что когда весь год думаешь о цели, то тренировки начинают в корне отличаться от обычных. Плаванием я занималась с тренером, на велосипеде ездила сама, а по бегу нашла удобную мне методику.

Были дни, когда даже мысли о спорте лишали сил. Но я собирала себя в кучу, уговаривала хоть что-то сегодня сделать. И за каждое действие себя хвалила. К концу тренировки силы ко мне возвращались, и я гордая ехала домой. 

И вот в 59 лет состоялся первый старт в моей жизни. Это произошло в июне прошлого года в Сочи. Дистанция была минимальной для триатлона — 750 метров плавания в открытой воде, 22 километра езды на велосипеде и пять километров бега.

— Волновались перед стартом?

— Очень! Я считала, что главное — просто преодолеть дистанцию. Но оказалось, что есть нормативы, за несоблюдение которых досрочно снимают с гонки, и я в них могу не уложиться. Но деньги заплачены, и я решила: будь что будет. Была уверена, что до конца дистанции меня не допустят, готовилась спустя рукава. Забыла крем от солнца, воду, очки… 

— Как все прошло?

— Я нырнула в последней группе, конечно, все меня обогнали, включая юношу с ДЦП. Так что плыла в гордом одиночестве. Спасатели кружили вокруг и, видимо, делали ставки: доплыву — не доплыву. На финише меня вытащили из воды, и я на полусогнутых подбежала к организатору с вопросом: «Меня снимают?» «Нет, — говорит, — продолжайте». У меня адреналин зашкаливает, влетаю в раздевалку, стягиваю гидрокостюм и вижу на стуле бутылку воды, специально оставленную волонтерами. Какое это было счастье! Переоделась, села на велосипед и помчалась, конечно, самая последняя. Солнце палило, я без солнцезащитного крема, но было уже все равно.

Очень приятна была поддержка со стороны спортсменов, уже ехавших обратно: «Давай, давай прибавь на горке, осталось чуть-чуть до разворота». (Это означало, что большую часть дистанции я прошла.) Когда финишировала, уже снимали ограждения с трассы. Но я похвалила себя за то, что вообще это все осилила. 

— Еще бы!

— Проходя мимо сцены, где уже шло награждение, я вдруг услышала свою фамилию! За секунду в голове пролетели кадры всего состязания. Я вышла на сцену, встала на пьедестал. Мне 59 лет, я первый раз в жизни торжественно получаю медаль за триатлонскую гонку! Вот тогда я поняла, что нет ничего невозможного, если ты ставишь перед собой реальные цели.

— Какой будет следующая цель, вы же не остановились?

— Самой крутой в триатлоне считается дистанция Ironman. И самым топовым — ее прохождение на Гавайях. Я недавно читала статью про испанскую монахиню, которая участвовала в турнире в 82 года и вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая пожилая спортсменка. Поэтому у меня в запасе более 20 лет, чтобы тоже преодолеть эту дистанцию, неважно в каком возрасте! 

— Что вы еще можете сказать о жизни после 50?

— Мы привыкли ухаживать за телом, но нужно еще ухаживать за своим мозгом. Как ни печально это слышать, но многим из нас в обозримом будущем грозит старческое слабоумие, при котором мы станем балластом для детей и внуков. Надо срочно браться умнеть! Мозгу нужна постоянная нагрузка. Потому что он — ленивая задница, он все время нам шепчет: это тяжело, это делать не надо. Заставляйте его тренироваться! Пусть маленькими поступательными шагами, но двигайтесь вперед.

И еще я как-то читала статью о влиянии спорта на развитие когнитивных способностей, то есть на наши возможности обретать знания и их перерабатывать. Так вот, чем больше видов спорта в жизни человека, тем эффективнее его мозг функционирует. В моем арсенале пять спортивных дисциплин — плавание, бег, велосипед, силовые тренировки и пилатес. Представляете, как активно работает мой мозг!

И еще я развиваю свои когнитивные способности, выполняя на сайте упражнения на внимание, память и мышление. За год мои результаты выросли на 450%. В очередной раз я сделала для себя вывод: у людей, которые никогда не перестают учиться, мозг легко усваивает новую информацию. Это входит в привычку и не вызывает трудностей. 

После 50 лет в жизни наступает замечательный период, когда есть время, здоровье, силы, свобода от социальных обязательств, опыт. И до начала старости, по современным меркам, еще четверть века!

Екатерина СУПРУНОВИЧ      Источник

Комментарии к статье
Добавить комментарий


Читайте также:








 

ТОГДА ВСЕ БЫЛИ МОЛОЖЕ...




 



Подробности

Партнеры

Из почты

Навигатор

Информация

За рубежом







Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Рассылка 'Новости интернет-журнала для зрелых людей "Третий возраст"' 

    ИЗ КАКИХ СТРАН ЗАХОДЯТ К НАМ ПОСЕТИТЕЛИ        

free counters